С 30 мая по 30 июня 2025 года в Республике Беларусь проводится республиканская информационно-образовательная акция «Беларусь против табака» Тема Всемирного дня без табака в 2025 году: «Что скрывается за маской привлекательности: разоблачим тактику производителей табачной и никотинсодержащей продукции!».
С 30 мая по 30 июня 2025 года в Республике Беларусь проводится республиканская информационно-образовательная акция «Беларусь против табака»
Всемирный день без табака в 2025 г. проходит под девизом «Что скрывается за маской привлекательности: разоблачим тактику производителей табачной и никотинсодержащей продукции!», направленный на раскрытие приемов, которыми пользуются производители табачных и никотинсодержащих изделий, обращает внимание на приемы индустрии, вынуждающие людей по-прежнему употреблять табак и никотин, и укрепляет нашу коллективную приверженность построению здорового будущего.
Наш мир достиг немалых успехов в борьбе против табака, однако табачная индустрия все так же пытается адаптировать свои приемы к новым условиям, стремясь привлекать и удерживать потребителей. Эти действия, подрывающие здоровье людей, направлены прежде всего на уязвимые группы населения, в особенности на молодежь.
К числу распространенных приемов индустрии относятся:
-
использование ароматизаторов и вкусовых добавок: эти добавки предназначены для маскировки резкого вкуса и запаха табака и повышения его вкусовой привлекательности;
-
целевой маркетинг: элегантный дизайн изделий, привлекательная упаковка и кампании в цифровых медиа используются для гламуризации вредных продуктов;
-
обманчивый дизайн продукции: некоторые изделия имитируют сладости или игрушки, что делает их привлекательными для детей и подростков.
Эти приемы не только подталкивают их к употреблению табака и никотина, но и затрудняют отказ от курения, повышая риск формирования зависимости и развития долгосрочных последствий для здоровья.
Европейскому региону нужна более жесткая антитабачная политика, способная защитить молодежь
Согласно данным, полученным в 2022 г., в Европейском регионе ВОЗ существуют серьезные пробелы в защите детей от электронных сигарет. Использование в электронных сигаретах любых ароматизаторов запрещено только в четырех странах, и еще четыре страны регламентируют использование конкретных вкусовых добавок. Запрет любых форм рекламы, стимулирования продажи и спонсорства электронных сигарет действует лишь в 11 странах, в 36 странах действует частичный запрет, а шесть стран никак не регламентируют эти вопросы. Эти пробелы делают молодежь особенно уязвимой перед целевым маркетингом электронных сигарет.
Среди молодежи растут показатели использования никотинсодержащей продукции, такой как электронные сигареты и никотиновые паучи. В 2022 г. в Европейском регионе электронные сигареты использовали 12,5% подростков и, при этом, всего лишь 2% взрослых. В некоторых странах показатели использования электронных сигарет среди детей школьного возраста в 2-3 раза превышали показатели курения традиционных сигарет, и эта тревожная тенденция требует принятия неотложных мер.
Всемирный день без табака 2025 г. станет возможностью пролить свет на приемы индустрии, вынуждающие людей по-прежнему употреблять табак и никотин, и укрепить нашу коллективную приверженность построению здорового будущего.
Подготовлено по материалам ВОЗ
В целях реализации положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы, профилактики заболеваний, причинно связанных с табакокурением, в период с 30 мая по 30 июня 2025 года в Республике Беларусь проводится республиканская информационно-образовательная акция «Беларусь против табака».
Антитабачная акция Республики Беларусь направлена на информирование населения о пагубных последствиях для здоровья потребления табака и воздействия табачного дыма, формирование у гражданского общества устойчивых мер, направленных на борьбу с потреблением табака.
Профилактика табакокурения осуществляется:
-
с участием представителей поликлиники, учреждений образования, правоохранительных органов, общественных организаций;
-
путем проведения дней открытой информации;
-
путем консультирования населения и проведения интерактивных мероприятий в ЦДП "Ювентус";
-
выступлений в СМИ.
Осуществление жёсткой борьбы против табака влияет на общественное мнение. Мониторинг проблемы курения имеет решающее значение для информирования населения. Ключевым императивом является защита детей от негативного воздействия пассивного курения. Осуществляется денормализация употребления табака за счёт повышения его социальной неприемлимости.
Меры, предпринятые в рамках борьбы против курения, Республикой Беларусь:
-
требования к упаковке табачных и никотинсодержащих изделий;
-
запрет рекламы и спонсорства табачными производителями массовых развлекательных мероприятий;
-
ограничение продажи, в том числе через торговые автоматы, а также публичной демонстрации табачных изделий;
-
создание свободных от табачного дыма площадок на открытом воздухе (школьные территории, спортивные стадионы, парки, пляжи);
-
просвещение семей о возможностях уменьшения загрязнения воздуха внутри помещений, связанного с курением, которое подвергает детей риску;
-
защита политики общественного здравоохранения от коммерческих и других интересов табачной промышленности;
-
принятие ценовых и налоговых мер по сокращению спроса на табак;
-
регулирование состава табачных изделий;
-
оказание помощи людям в предупреждении их привыкания к табаку;
-
контроль незаконной торговли табачными изделиями;
-
запрет на продажу табачных изделий несовершеннолетним.
Перечисленные меры дают свои результаты, и в последние годы наблюдается устойчивая динамика снижения потребления табака. Однако очень многое зависит от каждого конкретного человека, его стремления к здоровью и отказу от вредных привычек, в том числе, потребления табачных и никотинсодержащих изделий.
Акция – это отличный старт для сохранения и укрепления здоровья в новой жизни без табака!