Юргенс Игорь Сергеевич, врач-психиатр-нарколог, заведующий организационно-методическим отделом учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»
Проблема суицидального поведения у подростков выходит далеко за рамки медицинской сферы и затрагивает такие аспекты жизни как образование, воспитание, межличностные отношения и др.
За каждым случаем самоубийства стоит личная трагедия, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Большая часть всех самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих, употреблением алкоголя и наркотиков. Из этого выходит, что школа и семья являются ключевыми факторами, способствующими суицидальному поведению подростка. В связи с этим педагогам и родителям стоит знать, какие причины и предпосылки суицида бывают, и что нужно делать, чтобы избежать трагедии.
Стоит отметить, что решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности, стрессов и утраты смысла жизни. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без какой-либо надежды.
Частыми причинами суицида у подростков является разрыв романтических отношений, смерть любимого человека, развод родителей, давление в школе со стороны преподавателей и сверстников. Родителям стоит обратить внимание на своего ребенка в таких случаях и оказать максимальную поддержку и понимание, попытаться помочь в сложившейся ситуации, не оставаться в стороне.
Классному руководителю необходимо обращать внимание на такие вещи как резкий спад успеваемости, прогулы школы, неопрятный внешний вид, «уход в себя», социальная отгороженность. Стоит особенно насторожиться, если педагог стал свидетелем откровенной травли ученика со стороны сверстников (так называемый буллинг). При этом ученик становится объектом для насмешек, угроз и изоляции со стороны враждебно настроенных сверстников. Среди мальчиков-подростков также часто используется физическая форма травли в форме толчков, побоев, порчи имущества. Стоит также понять, что «жертва» таких воздействий чаще всего не признается в том, что его избивают или воздействуют психологически, потому что боится, что если вмешаются взрослые, то потом «достанется» еще больше за «ябедничество».
Если педагог наблюдает оскорбления, драки, неуместные шутки, то необходимо это пресекать (при необходимости вести агрессора к директору или ограничиться проведением беседы со всеми участниками конфликта). Бездействовать в травле недопустимо. Если нет четкого правонарушения — обидные шутки могут и не нарушать устав, — то педагогу нужно постараться не осуждать только зачинщика. Скорее всего он действует так, потому что его поддерживает весь класс. Необходимо понять, каковы отношения в классе и как они привели к травле. Молчать в таких случаях нельзя, учитель должен дать понять, что он этого не спустит на самотек и обязательно последует наказание. Если учителю не удается справиться одному, то нужно подключить к работе педагога-психолога. Он сможет поддержать жертву травли и поможет организовать беседу с участниками. Также он поймет, нужно ли подключать родителей и всех одноклассников.
Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Важно сохранять воспитательную функцию школы. Иначе, оставаясь наедине со своими проблемами и попадая в острые конфликты, подростки не в состоянии самостоятельно найти выход из кризисной ситуации, адекватно и критически ее оценить, и оставаясь предоставленными сами себе, ищут выход в самоубийстве.
Стоит помнить и родителям и педагогам об опасностях, которые несет в себе интернет. Расскажите детям, что можно, а что нельзя делать в интернете. В подростковом возрасте родителям уже весьма сложно контролировать своих детей, так как об интернете они уже знают намного больше своих родителей. Тем не менее, весьма важно соблюдать правила интернет-безопасности. При необходимости ввести родительские пароли и периодически просматривать отчеты о деятельности в интернете. Запретить размещать в интернете свои личные данные, такие как адрес, номер школы, класса, место работы родителей.
За любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые!
Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешательства в кризис одиночества.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, всесить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что раньше никогда не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать физические упражнения дома, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени проводил на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
В-четвертых, при необходимости обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Тел. 8-017-296 14 32.