ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА И ЦИФРОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НА КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ИНТЕРНЕТА

Мащар Евгений Валерьевич, врач-психиатр-нарколог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»

Интернет стал неотъемлемой и необходимой частью нашей жизни, где одна часть людей общается в социальных сетях, создает профили в инстаграме, загружает фотографии и ведет двойную жизнь: одну в реальном мире, а другую в виртуальном. Другая же часть, которая более сознательная и целеустремленная, использует интернет в образовательных целях, стремясь совершенствовать свой разум, развиваться и облагораживать личность.

Суть развития личности и её становления есть формирование мировоззрения, личной позиции, критического мышления и возвышенного морально-нравственного сознания. Из трех видов мышления, то есть наглядно-действенного, конкретно-образного и абстрактно-логического, мы остановимся на последних двух, так как наглядно-действенное появляется первым в ходе онтогенеза ребенка, а у взрослого оно сосуществует с конкретно-образным и абстрактно-логическим мышлением. Использование различных типов мышления зависит от того, какая перед нами стоит задача: когда необходимо опираться на образы и предметы, непосредственно включенные в практическую деятельность человека, то приоритетным становится конкретно-образное мышление, а когда есть необходимость устанавливать ассоциативные связи и закономерности, которые не даны в опыте непосредственно, то здесь основную роль играет абстрактно-логическое мышление. Абстрактно-логическое мышление реализуется в виде понятий, суждений и умозаключений, что дает нам возможность строить концепты реальности, основанные на закономерностях, внутренних связях и сущностях самих явлений, которые недоступны были бы нам, будь у нас лишь конкретно-образное мышление, дающее нам чувственную картину объективной реальности при её воздействии на органы чувств. Когнитивные функции головного мозга такие как память, внимание, способность к речи, праксис, гнозис и их развитие зависят от того, каким образом и способом подается информация для индивида. Если до эпохи интернета природа, практика и чтение книг были источниками информации о внешнем мире при непосредственном взаимодействии в процессе образовательной, трудовой, игровой, коллективной деятельности, то в современном мире эта арена обучения и социализации переместилась в мир виртуальный, особенности которого мы разберем дальше.

Интернет характеризуется гиперстимуляцией информацией зрительного и слухового анализаторов человека и высокой скоростью сменяемости этой информации. Современные исследования механизмов обучения и функционирования нейронных сетей головного показывают, что для усвоения информации с последующим запоминанием, то есть переводом в долговременную память, необходимо минимум 25 минут концентрации внимания на поставленной задаче. Что же происходит, когда человек пребывает в сети Интернет? Интернет отслеживает наши перемещения в виртуальном пространстве и предлагает нам ссылки, статьи и новости близкие к тем, что нас интересовали ранее. Так развивается «навязчивый серфинг в Интернете», когда индивид вначале имел перед собой конкретную задачу на поиск информации в интернете, но вместо этой целенаправленной деятельности он блуждает по сети, отвлекаясь на ссылки и статьи, что ему «предлагает» Интернет. Навязчивый серфинг и многозадачность вынуждают головной мозг адаптироваться к этой новой виртуальной реальности. Возникают быстрая переключаемость внимания, одновременный охват каналов разной по содержанию и структуре информации, опора на зрительные и слуховые, яркие и эмоционально насыщенные, образы с необходимостью быстрого интуитивного принятия решений, что можно обозначить новым понятием для психиатрии и психологии – «клиповым мышлением». К чему это приводит? К тому, что если перед индивидом стоит задача, требующая длительной фиксации и сосредоточения внимания, последовательных целенаправленных действий, то головной мозг, привыкший с работой образов в клиповом мышлении, не может выполнить эту задачу. Возникает рассеянность, отвлекаемость внимания, приводящие к снижению продуктивности трудовой деятельности. При чтении книг на электронном устройстве человек не последовательно читает каждую строку, а пытается взглядом охватить страницу, выхватывая то, что вызывает у него интерес, что приводит к смене медленного аналитического чтения, который был основным способом чтения печатных книг, быстрым нелинейным просмотровым, характеризующимся поверхностным, фрагментарным пониманием прочитанного. У человека, который чрезмерно бесцельно проводит время в виртуальном мире, происходит лишь потребление информации без её осмысления, усвоения и возникает забывчивость и невозможность припоминать прочитанное и просмотренное. Это усугубляется еще тем, что с появлением Интернета человек запоминает не содержание информации, а лишь место и источник, где эта информация хранится, что приводит к нарушению интеллектуально-познавательных функций и навыков ориентирования в мире реальном, где необходимы опора на опыт и накопленный багаж знаний. Для формирования полноценного представления о предметах необходимы тактильные ощущения и манипуляции с предметами объективного мира, чего лишены юные пользователи в Интернете, что приводит к дефициту пространственной, тактильной, вкусовой, обонятельной памяти, дающему неполное представление у ребенка о мире. Информация в Интернете подается в готовом, преобразованном, пропущенном через субъективные представления пользователя, виде, а ум человека просто усваивает эти готовые образы, лишая себя оригинальности и творческого подхода, что ведет к дефициту воображения и креативности. Использование автокорректоров, приводит к тому, что нормы правописания становятся излишними, что снижает общеобразовательный уровень пользователей Интернета, повышая неграмотность. В отсутствие близкого контакта межличностного взаимодействия, наличия безнаказанности, анонимности и безответственности пользователей в Интернете снижаются способность к эмпатии и навыки социального интеллекта, происходит деградация морально-нравственных установок индивида, а поведенческая волевая активность всё чаще стала определяться принципом удовольствия, но не принципом реальности, что можно охарактеризовать как регресс психики человека. Чувства и переживания пользователей стало возможным изображать «смайлами», что ведет к утрате способности в словесной форме выражать свои чувства. Социальные потребности, потребность в принадлежности к группе, в Интернете привели к возрастанию роли группового подкрепления иррациональных установок, предрассудков, что приводит к возникновению дефицита критического мышления и формированию ложных представлений о мире и социальных отношениях. Индивид становится более управляемым, внушаемым к манипуляциям извне. И это лишь малая часть тех проблем, с которыми мы сталкиваемся при возрастающей роли информатизации и виртуализации среды. Современный человек возложил чрезмерно много собственных обязанностей и когнитивных функций на «умные» портативные устройства, поставив себя в зависимость от технологий. Если раньше технологии и технический прогресс были отражением революционного научного сознания и воплощение его новаторских идей в жизнь, то сейчас технологии «отупляют» нас, как бы это не прискорбно звучало. Но избежать отрицательного влияния на когнитивные функции пользователей виртуальным пространством Интернета можно, если следовать некоторым рекомендациям, основными из которых являются:

  • Ограничение времени, проводимого в Интернете, при помощи специально разработанных приложений, например «Mydigitaldiet».
  • Отключение уведомлений на портативных мобильных устройствах.
  • Осуществление поиск информации в проверенных и достоверных источниках и образовательных ресурсах.
  • Обдумывание прочитанного и просмотренного с формированием собственных выводов и заключений, а не переход к потреблению новой информации.
  • Чтение книг, просмотр фильмов, где скорость смены кадров низкая, а диалоги изобилуют литературными оборотами, фильмы, где ставятся и разрешаются философские вопросы, облагораживающие душу человека.
  • Пребывание на природе в тишине, ибо природа – могучий источник мысли.
  • Приведение в соответствие особенностей современного клипового мышления большинства людей условиям их трудовой деятельности, которая не должна быть монотонной, рутинной и требующей длительной фиксации психических процессов на одной задаче.

поделиться в: