Селицкий Олег Николаевич, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»
Мы уже давно наблюдаем как стремительно меняется жизнь в юношеском возрасте. Отрезок жизни и без того сложный, усугубляется влиянием информационного общества. А значит и продолжатся попытки изучить всевозможные риски этого возраста.
Одной из таких попыток стало введение объёмного понятия - эмоциональный интеллект. Первое что надо знать про это понятие: эмоциональный интеллект - враг воспитательной работы в вашем классе. Рассмотрим составляющие эмоционального интеллекта, предложенные психологом Д. Гоулманом:
- осознание своих внутренних состояний и интуитивных представлений;
- умение управлять своими состояниями и внутренними ресурсами;
- способность направлять свои эмоциональные ресурсы на достижение целей;
- умение осознавать чувства и потребности других людей;
- искусство вызывать у других желательную для себя реакцию.
В теории вполне полезные навыки может даже на столько, что стоит помечтать о внесении некоторых из них в диплом. И в самом деле стало почти притчей во языцех сомнение по поводу использования диплома, отметки в котором отражают академический интеллект. Помните этот анекдот о ошибочном жизненном пути: золотая медаль, красный диплом, свободная касса? А вот что бы реально дать представление о будущем подростка старшеклассника было бы уместно ввести в аттестат еще несколько оценок по эмоциональному интеллекту. Умение общаться со сверстниками. Умение пережить спокойно неудачу. Лидерские качества и умение воодушевить других. Ведь зачастую хорошую работу или повышение получает не тот, кто заслуживал хорошие отметки в школе и институте, а тот, кто научился использовать наглость, напористость вместо знаний, находить общий язык с нужными людьми.
Да как правило высокий эмоциональный интеллект дает возможности построения хороших взаимоотношений с окружающими. Но не станем забывать, что мы говорим о юношеском возрасте, о молодом человеке, проверяющем границы возможного. И именно фактор возраста определит его поведение. Это приводит к росту рискованного поведения пропорционально возможностям проявления и управления эмоциями. Особенно чужими эмоциями.
Тем более, что любой талант требует выражения. Поэтому разговоры на уроке, создание неформальных групп, наглые шутки и конфликты могут сопровождать становление высокого эмоционального интеллекта.
Сам Д. Гоулмен говорит о частом заблуждении, в понимании эмоционального интеллекта. Многие считают, что он подразумевает под собой «скромность» и «тактичность». На самом деле, иногда приходится быть совсем не «любезным», а способным обрушить на кого-то нелицеприятную, но логически вытекающую правду, которую они избегали.
Можно даже сказать, что эмоциональный интеллект — это синоним рискованного поведения. Так как успевающий ученик принял правила школы и оценивает себя через успехи в учебе, то и проявлять себя в неформальном общении будет меньше. То есть тут мы видим закон сохранения объёма и ответ на риторический вопрос учителей: «Чем же занята твоя голова?»
Надо также определиться с тем, что такое риск. Риск людей с эмоциональным интеллектом скорее напоминает наглость. Но то что для одного наглость других назовут отсутствием страха перед любым социальным взаимодействием. А это вызывает неподдельное уважение. Ведь именно такие ученики и создают ту атмосферу, которая заставляет учителю так увлеченно и порой самоотверженно работать.
Однако есть и такие формы рискованного поведения, которые приводят в ужас всё общество. Это самоубийства и массовые убийства. Увы эти непонятные действия с точки зрения закона и здравой логики зачастую совершаются в юношеском возрасте.
Последнее время в подростковой среде появилась почти мода на самоубийство, особая субкультура. А массовые расстрелы в школах США стали типичным явлением. Такое немотивированное агрессивное поведение уже крайняя степень риска. Но, как ни странно, носители высокого эмоционального интеллекта гораздо меньше подвержены влиянию пусковых механизмов крайней степени риска.
Вспомним классические, социальные признаки, которые предваряют попытку самоубийства:
- одиночество;
- позор, унижение;
- депрессия;
- замкнутость.
Как мы видим поведение совершенно противоположное поведению человека с развитым эмоциональным интеллектом.
В массовых расстрелах, как пиковом рискованном поведении общей чертой преступников можно назвать недостаточную социальную адаптивность.
Так первый массовый убийца в России Дмитрий Виноградов причинами своего поступка называет проблемные отношения со своей возлюбленной и недостаток уважения на работе.
Первые широко известные ученики совершившие массовый расстрел в школе города Литлтон США в 1999 году в видео поименно перечисляли девушек, с которыми не сложились их отношения. Так же их угрозы были направлены против школьных сообществ, что указывает на сниженную социальную адаптацию.
Так же стоит упомянуть о достаточной социальной изоляции 17-ти летнего Владислава Казакевича, совершившего покушение на массовое убийство в Минске в прошлом году. Друзей у него за время учебы не появилось, а перед нападением он и вовсе перестал посещать институт.
Эмоциональный интеллект категория достаточно спорная. С одной стороны, определенно способствующая рискованному наглому поведению. С другой же, дающая возможность не замыкать в себе сильные конфликтные чувства, способные привести к непоправимым последствиям.