Синдром эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий
Зизюк Сергей Сергеевич, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер
В 1974 году американский психиатр Герберт Фройнденберг заметметил, что на смену первоначальному воодушевлению и энтузиазму, с которым специалисты общественных организаций брались за свою работу, спустя некоторое время приходило истощение, раздражительность, цинизм и потеря интереса к изначально значимой для них деятельности. По контрасту с первоначальным «эмоциональным горением» доктор Фройденберг назвал эти симптомы «эмоциональным выгоранием».
Ощущение хронической усталости, снижение концентрации внимания, ухудшение работоспособности – лишь основные проявления эмоционального выгорания. У специалиста формируется отрицательная психологическая установка в общении с коллегами и клиентами, что приводит к конфликтам и утрате веры в свои возможности как профессионала. Удовлетворение от работы пропадает, на место продуктивной деятельности приходит формальное выполнение своих обязанностей, что несомненно сказывается на ее качестве. В дальнейшем это может стать причиной отказа от профессиональной деятельности в данной сфере вовсе.
Наибольшему риску формирования синдрома эмоционального выгорания подвержены специалисты так называемых «помогающих профессий»: врачи и психологи, педагоги, юристы, социальные работники, медицинские сестры – все те, чья работа связана с тесным, интенсивным общением с другими людьми.
Среди факторов, по которым специалисты данных областей наиболее подвержены эмоциональному выгоранию, можно выделить следующие:
- бессмысленность работы, обусловленная недостатком, а часто и полным отсутствием мотивации клиентов (пациентов, учеников);
- затрата больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки, низкая заработная плата;
- строгая регламентации времени работы при ограниченных сроках ее исполнения;
- отсутствие возможности дальнейшего профессионального или карьерного роста;
- однообразие и монотонность работы, недостаток реализации творчества и ининициативы на работе;
- неразрешенные личностные конфликты специалиста, неудовлетворенность выбором профессии.
Таким образом, синдром эмоционального выгорания является ответом на длительные рабочие стрессы и представляет собой комплекс психических и поведенческих реакций, сказывающихся как на самочувствии человека, так и на его работоспособности.
Восстановиться уже «выгоревшему» специалисту бывает достаточно сложно, а порой и вовсе не представляется возможным. Гораздо проще предотвратить проблему на стадии ее возникновения. Поэтому, внимательное отношение необходимо не только к своей работе, но и к собственному самочувствию. Чтобы оценить степень запущенности выгорания можно обратиться к специальным психодиагностическим методикам, например, опроснику эмоционального выгорания по методике К. Маслач или опроснику уровня эмоционального выгорания по методике В. Бойко, или же отследить его по следующим признакам:
- первый признак эмоционального выгорания – истощение, который проявляется в виде усталости, чувства перенапряжения и нехватки эмоциональных и физических сил. Как правило, эти ощущения не проходят после сна и легко возобновляются по возвращении в привычную рабочую обстановку даже после более длительного отдыха – выходных или отпуска.
- личностная отстраненность - следующий признак эмоционального выгорания, проявляющийся в виде безразличного отношения специалиста к клиенту, снижении эмпатии к нему.
- последний признак эмоционального выгорания – ощущение утраты собственной эффективности, который проявляется в виде общего неудовлетворения своей профессиональной деятельностью и отсутствия перспектив для ее продолжения.
Важным в предупреждении развития синдрома эмоционального выгорания является осознание специалистом смысла своей деятельности, рефлексия своего психологического и соматического состояния, а также способность относиться к симптомам выгорания как к внутренним сигналам, свидетельствующим о возникшем дисбалансе.
Профилактика и коррекция эмоционально выгорания должна быть направлена на повышение собственных адаптационных возможностей, развитие саморефлексии и, как следствие, регуляцию своего функционального состояния, формирование позитивного отношения к окружающим и своей профессии по средствам следующих аспектов:
- соблюдение рационального режима труда и отдыха;
- внимание к собственным чувствам и ощущениям в процессе работы;
- постановка реалистичных целей в работе и четкая регламентация своей профессиональной деятельности;
- развитие собственной профессиональной компетентности, выработка индивидуального стиля работы и творческого потенциала, обучение навыкам взаимодействия в конфликтах;
- определение новых целей в работе и жизни в целом;
- переключение внимания с внешних условий труда на собственные установки по отношению к работе: для чего я это делаю? Что мне это дает? Нравится ли мне то, что я делаю? Хочу ли я посвятить этому делу жизнь?
Важно понимать, что главный инструмент специалиста, относящегося к категории «помогающих» - он сам, в связи с чем забота о себе представляется необходимым условием для успешной реализации своей профессиональной деятельности.
Контактный телефон 299 53 69