ГОМОСЕКСУАЛИЗМ – БОЛЕЗНЬ, БЛАЖЬ ИЛИ ИЗВРАЩЕНИЕ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

Химко Олег Григорьевич, заведующий сексологическим отделением учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»

042Гетеросексуальность – феномен, присущий подавляющему большинству людей. Он лежит в основе деторождения, обеспечивает продление человеческого рода, а следовательно, является биологически целесообразным. Однако во все времена и у всех народностей существовали мужчины и женщины, предпочитающие однополую любовь. Частота гомосексуализма по данным разных авторов варьирует от 1 до 4 % у мужчин и от 1 до 3 % у женщин. Следует отметить, что гомосексуальность – неоднозначное явление, так как: 

  • в одних случаях влечение к лицам своего пола может проявляться только в сновидениях и фантазиях, но никогда не реализуется на практике;
  • в других – при определенных обстоятельствах допускаются единичные гомосексуальные контакты;
  • в-третьих – субъект имеет сексуальные отношения с лицами обоих полов, причем они в равной мере привлекательны для него;
  • в-четвертых – гомосексуальные связи являются предпочтительными;
  • в-пятых - сексуальные контакты с лицами того же пола, что и субъект, являются для него единственно возможным источником удовлетворения.

С середины XIX века термин «гомосексуализм» употребляется для обозначения сексуальной активности, сексуальных связей (а не только полового влечения) между лицами одного пола.

Определений понятия «гомосексуализм» в настоящее время много, но выделим наиболее значимые для определения гомосексуализма понятия. Гомосексуализм (от греч. homois - одинаковый и лат. sexus - пол) - понятие, введенное в конце XIX в. венгерским врачом Карой Мария Бенкерт, обозначающее половое влечение индивида к лицам одного с ним пола и сексуальные связи между ними. Оно впервые было употреблено этим врачом в 1869 в статье для немецкой газеты. После этого термин был забыт и заново открыт берлинским сексологом М. Хиршфельдом в 1905. Х. Эллис узаконил употребление термина в своей книге «Половые извращения» (Sexual Inversion), изданной в 1908. Затем термин «гомосексуальность» быстро вошел в научный и общественный обиход для обозначения контактов с лицами собственного пола как между мужчинами, так и между женщинами.

Рассмотрим наиболее распространенные классификации гомосексуалистов.

Так, например, по ролевому поведению выделяют активных и пассивных гомосексуалистов.

Женский гомосексуализм. Активные гомосексуалистки чаще всего холодны по отношению к мужчине, это свидетельствует о наличии в их организме мужских половых гормонов – андрогенов. Пассивные же гомосексуалистки могут получать сексуальное удовлетворение как от женщин, так и от мужчин. Все сексологи считают, что женский гомосексуализм излечим.

Для активной лесбиянки характерен мужской внешний облик. В большинстве случаев у них наблюдается маскулинизация, то есть мужеподобные черты: сильно развитая мускулатура, узкий таз, широкие плечи, мужская походка, низкий грубый голос, оволосение по мужскому типу. Почти половина носит мужскую прическу и одежду, а также отрицательно относится к женским украшениям.

Пассивные гомосексуалистки всегда имеют нормальный женский облик и женское поведение. Считают себя женщинами. Чаще всего они ничем не отличаются от нормальных женщин, половина из них находится замужем, часть имеет детей. В большинстве случаев они начинали свои гомосексуальные отношения, когда не жили гетеросексуальной жизнью (отбывали тюремное заключение) или были не удовлетворены ею.

Иногда активные гомосексуалистки совращают к гомосексуальной жизни нормальных женщин, которые становятся пассивными гомосексуалистками. В отличие от женщин гетеросексуальных, активным гомосексуалисткам как раз была свойственна высокая половая агрессивность. Они с большой настойчивостью и упорством преследовали понравившуюся женщину, добиваясь сближения».

Мужской гомосексуализм. У мужчин же все выглядит совсем наоборот. Активный партер имеет нормальный внешний вид, нормальное мужское поведение. У активного гомосексуалиста может наблюдаться бисексуализм, то есть он может получать удовлетворение как с мужчиной, так и с женщиной.

Пассивный же партнер чаще женственен, это свидетельствует, что в его организме есть женские половые гормоны – эстрогены. Для пассивных гомосексуалистов характерна феминизация: появление молочных желез, развитие тела по женскому типу и т. д. Сексологи придерживаются мнения, что пассивный мужской гомосексуализм неизлечим.

Характерно, что именно мужчины – пассивные гомосексуалисты активно ищут себе половых партнеров.

Как мы уже увидели, гомосексуальное поведение может появиться у здорового гетеросексуального человека под влиянием различных факторов (принуждения, подражания, корысти, совращения и других социальных обстоятельств). Такое явление получило название псевдогомосексуализма, касается оно в большей степени активных гомосексуалистов-мужчин и пассивных гомосексуалисток-женщин.

Кроме того, гомосексуалистов делят на первичных и вторичных. Первичные гомосексуалисты не ищут никаких гетеросексуальных контактов, ко вторичным же гомосексуалистам относят все формы и проявления гомосексуализма, за исключением первичного.

Известный сексолог и сексопатолог К. Имелинский делит гомосексуалистов на 4 группы:

1. Псевдогомосексуалисты (осуществление гомосексуальных связей не по гомосексуальным мотивам);

2. Гомосексуализм периода развития (некая детская фаза развития сексуального влечения);

3. Гомосексуализм, обусловленный различными задержками психического развития;

4. Истинный гомосексуализм, обусловленный гомосексуальными наклонностями.

Исходным пунктом социологического исследования гомосексуальности является концепция человека как социального существа и субъекта общественной жизни. Формирование человека в социум происходит посредством социализации, интернационализации ценностей, норм, образов поведения, отношения к социокультурному окружению. Существование конкретного индивида в обществе предполагает взаимодействие с другими социальными субъектами. Современная теория социального познания, реализованная в концепциях социального действия и социологического позитивизма, рассматривает взаимодействие в качестве основы социального существования исходного элемента общества и группы. Взаимодействие следует рассматривать в качестве основной универсальной единицы социологического анализа сексуальности. Предпосылки к такому подходу изложены в работах М. Мида, Р. Райха, Б. Малиновского, рассматривающих сексуальное поведение человека в социальном, социокультурном и политическом контекстах.

Социологами разработаны теоретические парадигмы гомосексуальности, которые используются общественными науками.

Наиболее содержательная из них, по мнению И.С.Кона - теория сексуального сценария, разработанная американскими социологами Дж. Гэньоном и У. Саймоном, предвосхитившая многие идеи Фуко. Согласно сценарной парадигме, сексуальность детерминирована исторически и культурно с опорой на определённые биологические предпосылки предпосылки. Эротические предпочтения обусловлены специфическими стимулами и значениями, предлагаемыми современной культурой. Сексуальные сценарии, как и гендерные отношения, историчны и изменчивы. Более широкий и мобильный круг общения и более диффузная структура облегчает принятие гомоэротических желаний и делает сексуальные предпочтения современного человека более гибкими, подвижными и вариативными: границы однополой любви становятся более размытыми, а вопрос жёсткого самоопределения становится менее актуальным.

По мнению И.С. Кона, целесообразно говорить не о сексуальности и гомосексуальности, а множестве сексуальностей и гомосексуальностей. В отличии от теории сценария, акцентирующей содержание сексуальности, сетевой (network) анализ рассматривает её структурные аспекты. Изучение гомосексуальности в рамках network-анализа начинается с локализации круга потенциальных сексуальных партнёров, мест встреч и досуга, типичных для каждого из них этикета и правил поведения. На этой основе возможен и систематический анализ партнёрских отношений.

Социально-психологическая теория стигматизации. Стигматизация имеет разнообразные формы и проявления, всегда означает угнетение и дискриминацию. Она осложняет межгрупповые отношения и накладывает отпечаток на психику и самосознание соответствующего меньшинства, порождая ряд черт, которые Э. Гофман называет «испорченной идентичностью». Существенный вклад в изучение гомосексуальности внесли и социологи марксистской направленности. Д. Гринберг в книге «Конструирование гомосексуальности» обобщает известный исторический и антропологический материал по теме. Он выделяет как основные социально – структурные, классовые детерминанты гомосексуальности.

В 1990–х годах, по данным И. С. Кона, была разработана новая теоретическая ориентация – “квир – теория”, которая исходит из равноправия, равноценности и естественности всех гендеров и всех сексуальных ориентаций.

Проведённый обзор демонстрирует то, что гомосексуальность в той или иной мере изучается в разных аспектах всеми науками о человеке и обществе, в исследовании данного явления, дополняя и опровергая друг друга, сталкиваются самые разные подходы и теории. Социальному анализу подвергаются преимущественно отдельные аспекты сексуального поведения индивида, которое в целом не рассматривается как вид социального поведения. Рассматривая поведение человека как внешнее проявление актуальной и потенциальной способности самовыражения личности в физических, психических и социальных сферах жизни индивида, мы приходим к пониманию полового поведения, выступающего предметом изучения социологии, как социально и культурно обусловленной знаково-символической формы выражения, включающей в себя наделённые особым значением сексуальные признаки и способы межличностного общения .

Современная наука не может однозначно ответить на вопрос о происхождении гомосексуальности. Выдвинуто множество различных теорий возникновения гомосексуализма: эндемическая теория Бартона, генетическая, неврогенная, нейроэндокринная Тернера, эндокринная, условно-рефлекторная, психоаналитическая и др. На Западе широко распространена теория Э. Хукер, согласно которой люди рождаются сексуально индифферентными и имеют скорее общую сексуальную предрасположенность, чем гомо-, гетеро- или бисексуальные предпочтения. В дальнейшем же сексуальный опыт определяет выбор сексуального объекта. 

З. Фрейд считал, что однополая любовь имеет те же психологические истоки, что и разнополая, а именно - врожденная предрасположенность каждого человека к бисексуальности. В обычной обстановке психосексуальное развитие человека определяет его гетеросексуальный выбор. При особых жизненных обстоятельствах (например, неправильное разрешение Эдипова комплекса) нормальное развитие может остановиться на одной из промежуточных стадий и в будущем трансформироваться в гомосексуализм. Считая, что для всех людей без исключения характерны скрытые гомосексуальные наклонности, Фрейд был уверен, что при определенных условиях они могут проявиться в виде гомосексуального поведения в зрелом возрасте.

В. Райх (1971) ссылался на результаты исследований Малиновского (1929), проведенные на островах Тробриан в Меланезии, где у местного населения практически не встречались гомосексуальные связи, мастурбация, садизм, фетишизм, эксгибиционизм и неврозы. Райх объяснял это тем, что тробрианцы с малых лет приобретают знания о сексуальности через собственную практику, которая ограничивается лишь существующим в обществе табу, связанном с инцестом. Детям и подросткам там разрешается в собственном темпе, без отягощения чувством стыда и вины свободно исследовать собственную сексуальность и уже с раннего пубертатного возраста разряжать накопленную сексуальную энергию естественным путем через достижение оргазма при коитусе. В таких условиях, по мнению Райха, формируется естественная, т. е. гетеросексуальная генитальная сексуальность. Человек приобретает оргастическую потенцию и никакие, по терминологии Райха, извращенные (негенитальные или негетеросексуальные) формы половых контактов не могут закрепиться.

Согласно нейроэндокринной теории, гомосексуализм предопределяется нарушениями процесса половой дифференцировки мозга, которые приводят к искажению чувствительности гипоталамуса к гормональным воздействиям. Предложены гипотезы и теории средовой обусловленности: семейная - материнская гиперопека, «перепутанные» половые роли у родителей, негативно воспринимаемые отцы, отрицательный опыт контактов с братьями и позитивный с сестрами, освоенность с мужской наготой и отсутствие таковой в отношении женской наготы и т. п.; профессиональная (богемная артистическая) среда; образа жизни (цыганский табор). Существует гипотеза ситуационной обусловленности и научения (гомосексуальное совращение, гомосексуальные контакты с ровесниками, последствия случайных и транзиторных гомосексуальных контактов). Теория заместительной обусловленности приписывает основную роль в формировании гомосексуального влечения однополым сексуальным контактам в изолированных мужских коллективах - в местах лишения свободы, в интернатах, в воинских частях и военных учебных заведениях, в монастырях и теологических учебных заведениях и т. п. Выдвинута и гипотеза фантазийной обусловленности гомосексуализма (например, под влиянием порнографии или сопутствующих мастурбации фантазий гомосексуального содержания).

Сексуальные контакты между особями одного пола описаны более чем у 450 видов животных. Но в большинстве случаев однополые контакты в животном мире являются эпизодическими. Исключительно гомосексуальные предпочтения встречаются лишь у некоторых птиц (гусей и пингвинов), а также домашних овец. У японских макак почти все самки являются бисексуальными. Некоторые социобиологи приписывают гомосексуальности адаптивную функцию - она позволяет снизить внутригрупповую напряженность и соперничество. У многих видов животных молодые самцы по достижению половой зрелости далеко не сразу получают доступ к самкам. Поэтому контакты с представителями своего пола уменьшают у них сексуальное напряжение и агрессивность. Нерепродуктивное поведение отдельных особей оказывается социально альтруистическим, поскольку сами, не производя потомства, они участвуют в добывании еды для своей стаи, защите ее территории, уходе за чужими детенышами (многие стадные животные воспитывают потомство сообща). Гипотеза «гомосексуального альтруизма» применима и к людям, поскольку выживание человеческой популяции зависит не столько от темпов рождаемости, сколько от производства материальных и духовных ценностей.

Э. Миллер связывает происхождение гомосексуальности с генетическими факторами, считая ее побочным, но вполне закономерным продуктом эволюции. Среди монозиготных (однояйцевых) пар близнецов совпадение по гомосексуальности составляет 48-52 %, а у дизиготных (двуяйцевых) - 16-22 %. Накапливаются данные о биологических коррелятах гомосексуальности (длина пальцев, строение слухового аппарата, соотношение циклов сна и бодрствования и др.), но они не могут служить ни диагностическими критериями, позволяющими отличить гомо- от гетеросексуала, ни достаточным обоснованием самого феномена однополой любви. Точно так же ни одна из существующих теорий не объясняет полностью механизм возникновения гомосексуального влечения. Биологическая предрасположенность, даже если она и существует, вряд ли сама по себе является фатальной предопределенностью. Известно, насколько важны среда общения и жизненные обстоятельства для формирования и черт личности, и особенностей сексуального поведения подростков. Юноши и девушки отличаются повышенной впечатлительностью и зависимостью от своей среды общения. Они склонны к имитации образцов поведения (в том числе и сексуального), которые в этой среде приняты. Особенно сильны отрицательные влияния среды в интернате, армии, тюрьме и т. п. Опыт, приобретенный в этих «закрытых сообществах», может повлиять на тех молодых людей, у которых еще не сложился устойчивый стереотип сексуального поведения, и закрепить гомосексуальную форму реализации либидо. 

По мнению В.М. Маслова и И.Л. Ботневой, биологические факторы (нарушения дифференциации мозга и гормональные сдвиги) являются почвой для искажений полового самосознания и полоролевого поведения, обусловленных влиянием микросоциальной среды. По их данным, формирование гомосексуальной ориентации происходит у 30-40 % людей с трансформацией половой роли.

Согласно современным медицинским данным, сексуальная ориентация индивидуума не может быть изменена направленным воздействием (медицинским, психологическим, религиозным. Сексуальная ориентация не является также результатом свободного выбора человека и не может изменяться в результате волевого усилия. В настоящий момент на вопрос о том, как возникает та или иная форма сексуальности человека, наука не может дать однозначного удовлетворительного ответа. Согласно некоторым научным теориям гомосексуальности, сексуальная ориентация есть в первую очередь биологическое явление. Многие представители естественных наук полагают, что гомосексуальность — биологическая особенность организма, определяемая генетическими или иными пренатальными факторами.

Согласно другим (например, конструктивистским) теориям, гомосексуальность не является детерминированной биологически, по крайней мере, только биологически. С точки зрения конструктивистского подхода гомосексуальность есть результат преимущественно культурных и социальных факторов. Более того, гомосексуальность зачастую рассматривается как социальное явление, происходящее вопреки господствующим общественным нормам и стереотипам сексуальности. В наиболее распространенном в современной науке многофакторном подходе к гомосексуальности учитываются как биологические, так и социальные ее предпосылки. Считается, что гомосексуальность обычно обусловлена биологическими предпосылками, однако их конкретная реализация в форме сексуальной идентичности определяется их взаимодействием с социальными и культурными факторами, социальным опытом индивида.

Одни ученые полагают, что сексуальность формируется в раннем детстве и не изменяется впоследствии. Другие утверждают, что сексуальная ориентация развивается в течение всей жизни. Третьи считают, что у одних людей сексуальная ориентация является твердой и неизменной на протяжении всей жизни, а у других она подвижна и может изменяться с течением времени.

Среди исследователей принято различать сексуальную ориентацию, сексуальную идентичность и сексуальное поведение. Сексуальная ориентация обычно выступает в качестве наиболее глубокого, эссенциального понятия, обозначающего бессознательное влечение к тому или иному полу, характеризующего внутреннюю структуру желания. Наибольшая часть полемики, касающейся предпосылок и изменчивости сексуальности, затрагивает именно понятие ориентации. Сторонники эссенциалистских трактовок рассматривают сексуальную ориентацию как неизменяемое и фиксированное ядро человеческой личности. Конструктивисты и релятивисты критикуют подобный детерминизм, рассматривая сексуальную ориентацию как социальный конструкт, не имеющий глубинной структуры, а, напротив, являющийся пересечением социальных практик, представлений и ролей. Так, одни авторы полагают, что социальные условия не влияют на общий процент людей, придерживающихся гомосексуальной ориентации. Другие, напротив, утверждают, само явление сексуальной ориентации свойственно исключительно современному западному обществу, и сравнивать его с другими обществами и культурами некорректно.

Сексуальная идентичность, то есть собственное ощущение и представление индивида о своей сексуальности, носит менее твердый характер. Идентичность может не соответствовать ориентации. Сексуальное поведение есть непосредственное поведение в сексуальной ситуации и может как соотносится с ориентацией и идентичностью, так и не соотносится.

поделиться в: