Хныкова Анастасия Валерьевна, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»
Самым главным, базовым и общим для всего живого на Земле является инстинкт самосохранения. С повышением эволюционного уровня существа увеличивается его способность к выживанию, достигая максимума на уровне человека. Именно человек и никто иной из всех населяющих нашу планету живет и на жарком экваторе, и в льдах Антарктики, в горах и пустынях. Но по иронии судьбы на ступени развития под названием «человек» природа позволяет существу добровольно и самостоятельно лишать себя жизни.
Проблема суицида в последнее время приобретает особую актуальность, количество самоубийств в мире неуклонно растет. Наибольшее распространение самоубийства имеют в развитых странах, и это тревожная тенденция. Может быть развитые страны не так уж и развиты, и само развитие идет не туда? Тенденция прослеживается четко – даже в отдельно взятой стране число попыток лишить себя жизни в городе существенно выше, чем в сельской местности. Чем обусловлено суицидальное поведение, в чем его причины? Рассмотрим три уровня явления: биологический, психологический и социальный.
Биологические причины аутоагрессии
На биологическом уровне суицид тесно связан с психическими и соматическими заболеваниями. Находясь в состоянии острого душевного или физического страдания, человек идет на эту крайнюю меру, не в силах терпеть болеь, либо не вполне отдавая себе отчет в происходящем. В случае не слишком сильного психического отклонения или телесной болезни самоубийца предпочитает сделать задуманное в два этапа: сначала изменить восприятие при помощи психотропного средства (чаще всего алкоголя), а затем уже перейти к основной части плана.
Одним из первых стал искать биологические основы девиантного поведения итальянский психиатр Чезаре Ломброзо. В своих исследованиях он пытался увязать воедино генетические особенности, психические отклонения и склонность к антисоциальным поступкам. Хотя его теория «прирожденного преступника» не получила подтверждения в той форме, в которой он ее подавал, тем не менее им было заложено антропологическое направление в криминологии. Мыли, высказанные Ломброзо в середине XIX в., стали отправной точкой для многочисленных исследований более позднего времени.
В XX в. стали развиваться модные сейчас и проблемные с этической точки зрения теории вырождения. В них декларируется наследственный характер многих, в том числе и психических, заболеваний, и их связь с преступным (девиантным) и суицидальным поведением. Накапливаясь в больном потомстве больных людей, поврежденные фрагменты генов обязательно дадут о себе знать физической, психической или социальной патологией.
Много внимания проблеме уделял выдающийся швейцарский психиатр Э. Блейлер. Именно его рекомендации легли в основу принятого в Германии в 1933 г. закона о принудительной стерилизации больных с врожденным слабоумием, шизофренией и некоторыми наследственными заболеваниями. С тех пор в той или иной форме борьба за генетическую чистоту находила свое отражение в иммиграционной политике Австралии, законах США и других менее известных предприятиях.
Велись и многочисленные научные и околонаучные исследования. На мой взгляд наиболее полно и в доступной форме проблема вырождения описана в книгах Г. Климова. Его «Протоколы советских мудрецов» наделали много шума в заинтересованных кругах и вызвали шквал критики, в основном этического характера. Не могу принять некоторые экстремистские позиции этого автора. Но мой многолетний опыт наблюдения за психически больными людьми свидетельствует о неоспоримой правоте его основных тезисов.
Психологические причины аутоагрессии
Психологические основы суицида довольно остроумно описывает психоаналитическая теория. С ее точки зрения, аутоагрессия возникает в случае глубокого конфликта мотивов внутри личности. Если объект агрессии дорог человеку или от него зависит благополучие, то включается защитный механизм перенаправления агрессии на другой объект или на себя. Несмотря на всю нерациональность такого решения, оно является приемлемым заменителем разрушительного первичного импульса.
Например, если мать существенно ограничивает свободу ребенка или чрезмерно жестка в воспитании, она все равно не перестает быть близким человеком. Но ограничиваемая и притесняемая личность требует свободы, главным инструментом достижения которой является агрессия, призванная круто изменить жизненную ситуацию. Налицо конфликт, требующий решения, и оно, конечно же находится. Исследуя жизнь многих «борцов за идею», экстремистов, революционеров, и особенно ненавистников определенного класса (нации, политического движения или религиозного учения), мы чаще всего докопаемся до травмирующей матери или жестокого отца. Когда подходящий внешний объект по какой-либо причине не находится, агрессия переносится на самого себя, вызывая саморазрушительное поведение или суицид.
Есть и другой аспект у психологических причин аутоагрессии. Он касается истерических или демонстративных проявлений личности. Зная об эмоциональной связи с ним другого человека, потенциальный самоубийца может пытаться манипулировать этой связью, с целью привлечь к себе внимание и придать отношениям более желательный характер. Насколько далеко зайдет манипулятор в этой игре неизвестно никому, даже ему самому.
Чем более осознан подобный мотив, тем менее трагичны последствия. Девушка может принять высокую дозу сильнодействующих таблеток, зная, что ее спасут в больнице, но это изменит отношение к ней определенного молодого человека. Во всяком случае, ей так кажется. Точно так же молодой человек может устроить мотоциклетные гонки на грани аварии под окном у любимой, не отвечающей взаимностью.
Менее осознаваемые мотивы могут быть более деструктивными. Неосознанное желание наказать людей за их невнимательность постепенно выливается в суицидальные мысли, а последние иногда воплощаются в суицидальные попытки. Обойденный вниманием представляет, как горько будут сожалеть о его смерти те, в чьем участии он так нуждался. И неважно, что подобные размышления не имеют под собой реальной почвы – «наказываемые» скорее всего вовсе не отреагируют на уход из жизни такого человека.
Социальные причины аутоагрессии
Социальные причины суицида по весомости не уступают психологическим, а может, и превосходят последние. Причина девиантного поведения, как ни странно кроется там, где ее можно было бы ожидать менее всего – в религии. Помимо прочего, религия это совокупность табу, а также рекомендаций, часто идущих вразрез с первичными импульсами. Например, запрет прелюбодеяния спутывает карты инстинктивным проявлениям человеческой природы. Требование не просто отказаться от уничтожения врага, но и полюбить его, тоже не способствует разрядке внутренней напряженности.
Будучи глубоко гуманным по сути, такой стиль поведения на практике приводит к аккумуляции агрессии и нарастанию внутреннего конфликта. Лишь немногим счастливцам удается трансформировать личность, полностью интегрировав религиозные требования во внутренний мир. У подавляющей части религиозного населения периодически наблюдаются спонтанные выбросы немотивированной агрессии, что и создает вокруг приверженцев религиозных учений отталкивающий ореол воинствующего фанатизма.
В некоторых случаях агрессия оборачивается против самого верующего, превращаясь в аутоагрессию. Масла в огонь сильно подливают концепции вины и искупления, широко пропагандируемые различными учениями. Совершая тот или иной «проступок» с точки зрения своей церкви, верующий ждет обязательного и неминуемого возмездия. Такое ожидание тягостно, и верующий сам старается приблизить час расплаты. Бессознательно желая искупления, он начинает делать ошибки, приводящие к травмам и неприятностям всех сортов. Получив «по заслугам», он с одной стороны испытывает облегчение, считая, что расплатился, а с другой стороны воочию видит действие «кары» и еще больше укрепляется в своей вере, еще туже затягивая петлю самонаказания.
Совершение особо тяжкого, с точки зрения исповедуемой религии, греха может повлечь уверенность в том, что содеянное искупается только смертью. Раздутое чувство собственной значимости внушает человеку мысль, что его жизнь настолько ценна, что может служить валютой для расплаты, причем валютой ценной. Если подумать здраво, то никакой ценности для пострадавших смерть виновника, равно как и его мучения, не имеют. Утрата близких, здоровья, ценностей никак не восполняются мучительным раскаянием преступника. Но эгоцентризм диктует свои правила, и провинившийся может твердо решить «искупить» свою вину. Бессознательный поиск смерти воплощается в саморазрушительное поведение и рано или поздно приводит к гибели, которая есть ни что иное, как завуалированный суицид.