Химко Олег Григорьевич, заведующий сексологическим отделением учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»
Резкое изменение социальной ситуации в последние годы, снятие многочисленных идеологических и культуральных барьеров создали новые условия психического, в том числе психосексуального развития современной молодежи. С одной стороны, они характеризуются свободой обсуждения вопросов пола в молодежной прессе, распространённостью порнографической и эротической продукции, с другой – недостатком продуманной информации в системе образования по вопросам пола, а так же отсутствием или недостатком полового воспитания.
Повышение информированности подростков по вопросам пола следует рассматривать в контексте влияния на формирование гармоничной и зрелой личности, включая правильное психосексуальное развитие, с учетом изменения общей культуры, а так же как превентивную меру в сохранении репродуктивного здоровья, так и профилактики сексуальных нарушений.
Сексуальные расстройства, в основном, могут быть следствием неправильного полового воспитания, неправильной информированности о здоровой сексуальности человека и психогигиене половой жизни, личностными особенностями. Дефицит достоверной научно обоснованной информации о сущности и закономерностях сексуальной жизни человека с учетом личностных особенностей приводят к неверной оценке молодой личностью своих сексуальных проявлений, и впоследствии ведет к возникновению сексуальных дисфункций.
На протяжении многих лет с начала нового века остается достаточно большой группа молодых людей (от 18 до 25 лет) обращающихся за сексологической помощью к врачам сексологам города Минска. А также прослеживается тенденция к возрастанию обращений за последние 15 лет.
У многих молодых людей до 20 лет присутствует патология, требующая врачебной помощи. Большинство нуждается в психотерапевтической и психокоррекционной помощи у психолога-сексолога или психотерапевта-сексолога. Причем сексуальные проблемы чаще встречаются у мужчин.
Важную роль в развитии сексуальных нарушений у молодых людей играет наличие психофизического инфантилизма, чаще на фоне задержек или дисгармоничного психосексуального развития. Причинами, которых являются, как микро или/и макросоциальные проблемы воспитания. Происходит гендерная трансформация общества, характеризующаяся феминизацией мужчин и маскулинизацией женщин. Внешними факторами, влияющими на эти процессы иногда, выступают СМИ, предлагающие не всегда здоровые образцы сексуального поведения, неадекватная презентация мужественности или женственности, выхолощенность, прагматизм, отсутствие духовности и интимности.
В микросоциальной среде (семья, школа) также присутствует смещение акцентов в воспитании гендерных основ личности. Неадекватная или отсутствующая реализация личности как носителя мужского или женского пола, приводит к внутриличностным и межличностным гендерным противоречиям и конфликтам и создает предпосылки развития стойкой дезадаптации молодого человека во взрослой жизни, со стойким отсутствием коммуникативных навыков при общении с противоположным полом, что часто находит отклик в гомосексуальной среде.
Утрата гендерных принципов воспитания в семье, гармоничной мужественности и женственности, как физической, так и духовной - явление, которое надиктовано эволюционными процессами в обществе. Развитие высоких технологий, способствует утрате требований к мужчине как агрессивному, обладающему мощной физической силой, готовому к завоеванию, защите, способному выживать в сложных и некомфортных условиях окружающей среды дикой природы, формирует мужчину менее стрессоустойчивым, слабым, уязвимым. И наоборот, высокая биологическая устойчивость к стрессам низкой интенсивности формирует женщину более активной, агрессивной и решительной.
В настоящее время в оценке мужчин женщинами стали приоритетами: интеллект, хитрость, гибкость, умение приспосабливаться, подчиняться, уходить от открытых состязаний. Мужественность становится не популярной.
И напротив, мужественность становится прерогативой и достоинством «слабого пола». Очень часто можно слышать выражение женщин: «Я сильная женщина, я в доме и на работе и мужик и баба». Общество формирует новые образцы.
Причем эти тенденции приобрели масштаб мировых. Казалось бы, в век доступности информации по вопросам пола, обращая свой взор на исторические и культуральные ценности, в которых престиж пола всегда находился на высоком уровне, в настоящее время происходят гендерные метаморфозы. Невольно возникает риторический вопрос: что это? Прогресс или регресс? И что нас ожидает в будущем? Омоложение сексуальных проблем, объясняется тем, что меняющиеся социальные гендерные установки часто вступают в противоречие с биологическими детерминантами, а психика человека находится, как бы под перекрестным огнем и испытывает на себе то биологические, то социальные атаки.
Внутриличностные гендерные противоречия и конфликты, создают предпосылки к формированию нетрадиционной ориентации, в частности гомосексуализма либо формированию неустойчивых отношений. «Победы» женщин над мужчинами рождают «биологическую неудовлетворенность» что приводят их к новым поискам партнера, продиктованными зовом природы. Полигамные тенденции, которые являлись детерминантами мужского поведения, становятся эволюционным приобретением женского пола. Нарушается принцип исторической моногамности.
При психосексуальном развитии ребенка формируется не только его половая идентификация, половые роли и сексуальная ориентации. Формируется также его глубинное личностно-эмоциональное отношение к сексуальности. Негативные оценки сексуальности родителями, неадекватные реакции родителей на проявление сексуальности ребенка (на его вопросы, на его телесные исследования и пр.) – все это может исказить естественное психосексуальное развитие. В ряде случаев ребенок получает в отношении сексуальности конкретные варианты «родительского программирования», т.е. такие родительские указания, которые запечатлеваются в психике ребенка и проявляют себя в его дальнейшей сексуальной жизни. При этом есть программы, которые могут негативно влиять на сексуальность. (М.В. Екимов)
Проблемы партнерских отношений на этом фоне еще один фактор вносящий лепту в совокупность элементов «порочного круга». Отсутствует культура взаимоотношений, доверия и уважения.
Когда присутствует функциональная сексуальная проблема, возникает вопрос о том, как тебя оценивает партнерша или партнер? И врасплох молодого человека находит ответ, который проявляется негативной оценкой второго партнера типа «Ты совсем не мачо, я думала, что ты настоящий мужик». «Возрастной фактор» вносит свои особенности в характер эмоциональной реакции личности на развившееся нарушение половой функции. Драматизация мелких проблем иногда окончательно ставит в тупик молодого человека. Он похож на «начинающего лыжника, попавшего на высокий трамплин, предназначенный для мировых рекордов», впоследствии чувствует себя раздавленным обстоятельствами.
Отсутствие опыта и знаний «по сексуальному вопросу» превращают в своих размышлениях молодого человека в бегущую по кругу цирковую лошадь. В конечном итоге молодой человек замыкается в себе и избегает любых контактов с противоположным полом.
В молодом возрасте до 25 лет чаще всего в качестве основы первичных психотравмирующих факторов выступают психологические нравственные и социальные проблемы, а сексуальные функциональные нарушения является вторичными.
Фон, как правило, характерологические особенности личности (истероидные, психастенические, эпилептоидные акцентуации), физические - нарушение темпов полового созревания. Которые в свою очередь могут стать причинами не только нарушений сексуальных функций, но и формирования девиантных форм поведения и парафилий.
Типичная проблема, с которой чаще всего обращаются юноши. Фиаско при первом сексуальном контакте проявляющееся функциональными нарушениями половой функции – нет эрекции, либо преждевременная эякуляция. На фоне психофизического инфантилизма может сопровождаться выраженными аффективными переживаниями, чувством тревоги, страха, самообвинения и самоуничижения. Что может привести к формированию «порочного круга» проблем и стать причиной суицидального поведения.
Изучение возрастного фактора в клинике половых расстройств у сексологических пациентов показывает большое значение этапов эволюции организма, доминирование личностного и психологического фактора в формировании клинической картины заболевании. Корреляция психологических и личностных особенностей личности с органическими нарушениями и доминирование последних с увеличением возраста пациента.
Дисгармония сексуальных взаимоотношений в молодом возрасте проявляется в форме функциональных половых расстройств, развитие которых во многом определяется характерологическими особенностями личности. Тревожность и низкая самооценка, неуверенность в себе, боязнь первой близости, страх критической оценки сексуальных возможностей наблюдается чаще у мужчин с психастенической акцентуацией, сензитивностью, невротизацией, ведет к развитию у таких личностей функциональных нарушений с коитофобией». Н.Д. Кибрик., Москва 1998г.
В 2010 году на Европейском региональном совещании ВОЗ национальных координаторов под эгидой «Актуальные задачи по улучшению сексуального здоровья в Европе» особое внимание уделялось улучшению сексуального здоровья подростков и молодежи (включая аспекты сексуального образования), где была выработана стратегия и определена роль общественных организаций и министерств здравоохранения, социальной защиты, образования, отмечена особая роль волонтерских движений.
Стратегия ВОЗ основана на правах человека в качестве ведущего принципа для ускорения прогресса. Положения Стратегии указывают на то, что в целях соблюдения этих прав, политика программы и вмешательства должны способствовать гендерному равноправию, отдавать приоритет малоимущим и недостаточно обеспеченным услугами группам населения, особенно подросткам.
Контактный телефон 245 33 42.