ОБ ОДНОЙ ПРОБЛЕМЕ ТРАНСПОРТНОЙ ТРАВМЫ.

Мелешко Леонид Семенович, врач-валеолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»

Травматизм – причина больших расходов ресурсов не только систем здравоохранения, но и всего общества. Успехи некоторых государств-членов в деле снижения детской смертности от травматизма показывают, что многие из этих случаев смерти и многие травмы можно предотвратить. Если бы все страны Европейского региона имели показатели, которые достигли передовые страны, то можно было бы предотвратить почти 3 из 4 случаев смерти, а также многие травмы с не летальным исходом и случаи инвалидности.

Существует множество фактических данных, свидетельствующих о том, что путь вперед лежит через принятие комплекса различных подходов и конкретных мер: изменение окружающей среды, проектирование и производство безопасной продукции, принятие законодательства, требующего осуществлять эти изменения, просвещение, в котором упор делается на важность использования оборудования для обеспечения безопасности и др.

По информации Министерства здравоохранения республики Беларусь, в течение двух последних десятилетий динамика травматизма в Беларуси характеризовалась практически непрерывным ростом. Если в 1991 г. первичная заболеваемость по классу травм и отравлений составляла 6 659,0 на 100 тысяч населения, то в 2006 г. она достигла уровня 7 951,7 на 100 тысяч населения, а в 2011 г. составила 8 066,0 на 100 тысяч (рост на 21%). Удельный вес травм в структуре первичной заболеваемости колебался от 9,4% до 11,0% (2012 г. – 9,6%).

В структуре травматизма 60-65% приходится на травмы конечностей (из них 25-30% – это переломы конечностей). На 2-ом месте находятся травмы головы и шеи – 10-11%, на травмы грудной клетки приходится около 8%.

Еще в начале 2000-х  в своем письме я обратил внимание Министерства транспорта, транспортной службы г.Минска, ГАИ на опасность получения травм от повреждений зеркалом заднего вида городских автобусов и троллейбусов. Причина такой опасности заключается в том, что зеркала заднего вида, вынесенные на длинных кронштейнах и на высоте человеческого роста, а не редко и ниже, при движении автобусов на остановках служат потенциальным источником опасности в получении травм головы пассажиров. Не раз приходилось наблюдать, как  буквально в сантиметрах проносилось зеркало у головы, ничего не подозревающего и  спешащего в толпе скорей зайти в автобус, человека. Мне известен случай гибели от такой травмы родственницы моего знакомого. Моя коллега, врач, был свидетельницей травмирования зеркалом заднего вида автобуса на остановке «Дружная».  Особенно возрастает опасность получения такой травмы и гибели людей в час «пик», когда спешащие «успеть» пассажиры теряют бдительность и осторожность и становятся практически беспомощными. При организации движения городского транспорта необходимо этот фактор учитывать, прежде всего. Нужно сделать все, чтобы свести до минимума возможность получения такого вида травм.

Безусловно, за прошедшие годы транспортными службами было сделано не мало. В большинстве автобусов и троллейбусов кронштейны крепления зеркал укорочены, несколько увеличена высота расположения корпуса зеркала. На информационных «бегущих линиях» периодически проскакивает информация об опасности близкого расположения пассажиров от подъезжающего к остановке транспорта. В некоторых автобусах демонстрируются видеоролики, демонстрирующие случай травмирования пассажира.

 Однако, по моим наблюдениям, опасность по-прежнему сохраняется. Нет-нет да промелькнет автобус или троллейбус с опасно навешенным зеркалом заднего вида. Это в полной мере касается последних моделей троллейбусов, выпускаемых объединением «Коммунмаш». Из-за недостаточной высоты троллейбуса, зеркало заднего вида навешено на уровне головы человека среднего роста, что представляет реальную угрозу жизни и здоровью пассажиров. Степень опасности значительно возрастает в темное время суток, так как ее источник ни каким образом не обозначен. При ремонте площадок остановок, их поверхность необдуманно приподнимается по отношению к проезжей части улицы, тем увеличивается вероятность возникновения травмы. Совершенно беззащитными остаются высокорослые горожане и гости столицы.

Известно, что не организационные и агитационные меры являются исчерпывающими в решении любой проблемы. Первенство в этом деле занимают, прежде всего, меры технологического порядка, исключающие вероятность возникновения травмоопасной ситуации вообще.  Что это может быть в данном случае.

Прежде всего, при производстве автобусов и троллейбусов, необходимо увеличить на безопасную  высоту их базу. В развитых европейских странах это уже давно сделано. Конечно, это стоит определенных затрат, но кто знает сколько стоит жизнь человека и его здоровье. До решения этого вопроса, требование безопасного крепления зеркал заднего вида необходимо включить в перечень требований к состоянию транспорта перед выпуском на линию и жесткого контроля соответствующими службами в процессе эксплуатации. Не помешало бы на остановках нанести (как на станциях метро) ограничительную линию, за которую не следует заходить до полной остановки транспорта.

Казалось бы, есть более важные причины для беспокойства. Но, учитывая распространенность этой причины травматизма, ее нельзя оставить без внимания. Иногда мне возражают и говорят,  ведь ни кого ж не убило, зачем беспокоиться. Старая для нас песня. Для того чтобы  что-то сделать, нужно обязательно дождаться трагедии.  

 

Контактный телефон 380 09 55

поделиться в: