Чумаков Юрий Александрович, заместитель главного врача учреждения здравоохранения «Городской психоневрологический диспансер»
Галлюцинации – это расстройство восприятия (обманы чувств), когда человек вследствие нарушений психической деятельности видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не существует. Все галлюцинации делятся на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).
В тех случаях, когда обманы чувств приобретают предметность и неотличимы от объектов действительности, говорят об истинных галлюцинациях
Первое четкое определение галлюцинаций дал J.Esguirolв 1817 году, впервые выделивший это психопатологическое расстройство. «Человек, - писал он, - который полностью убежден в том, что испытывает в данный момент ощущение, в то время как никакой внешний объект не способен такого ощущения побудить воздействием на его органы чувств, такой человек находится в состоянии галлюцинирования». Он первым подчеркнул тот факт, что при галлюцинациях мнимовосприятия (слуховые, зрительные и т.д.) являются для больных объективной реальностью. Для подтверждения такого положения J.Esguirol привел следующее высказывание наблюдаемого им больного: «Я видел, я слышал так же четко, как вижу и слышу Вас в данный момент». Непреложность галлюцинаций для больных настолько очевидна, что даже в тех случаях, когда галлюцинаторные образы противоречат действительности, они охотнее признают ошибочным или просто ложным то, что для здоровых людей реально. Галлюцинации возникают в любом органе чувств, в связи с чем их чаще всего подразделяют на слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, осязательные и галлюцинации общего чувства.
Слуховые галлюцинации являются самой частой формой галлюцинаторных расстройств. Их содержание самое разнообразное. Обычно они воспринимаются больными обоими ушами, реже одним ухом. Слуховые галлюцинации в форме шума, свиста, шипении, треска называют акоазмами и относят к элементарным галлюцинациям. В тех случаях, когда человек слышит междометия, обрывки слов, отдельные слова или разговорную речь, говорят о фонемах – словесных галлюцинациях. Они могут иметь различную громкость, обычно локализуются в пределах «слуховой досягаемости»: в соседней комнате, за стеной соседней квартиры, за окном, на чердаке и т.п. Эти «голоса» могут принадлежать знакомым и незнакомым людям, одному, двум и большему числу лиц. Содержание таких галлюцинаций самое разнообразное. Наибольшую опасность представляют императивные галлюцинации, содержание которых носит приказной, повелительный характер. Например, больной слышит приказание молчать, ударить или убить кого-то, нанести себе повреждение или убить себя. Так как подобные «приказы» являются следствием нарушения психической деятельности человека, больные представляют особую опасность для себя и окружающих и нуждаются в экстренной госпитализации в психиатрический стационар, а при их отказе, и отказе их законных представителей (родственников и т.д.) госпитализация осуществляется по решению суда.
К слуховым галлюцинациям относят также угрожающие галлюцинации, когда больной «слышит» угрозы в свой адрес или в адрес своих родственников; комментирующие, - когда больной «слышит речи» обо всем, о чем бы он ни подумал или что бы не сделал; антагонистические – выражаются в том, что больной «слышит» две группы голосов или два голоса с противоречивым смыслом.
Зрительные галлюцинации разделяют на элементарные – лишенные четкой формы: дым, пламя, полосы, пятна – фотопсии и сложные. В последнем случае возникают видения, имеющие форму конкретных предметов, сцен или картин. Зрительные галлюцинации могут быть бесцветными или окрашенными в различные цвета. Обычно возникают на фоне помраченного сознания. «Видения», в зависимости от субъективной оценки больным размеров зрительных галлюцинаций, могут быть как обычных размеров, так и в виде маленьких или очень больших. Могут быть неподвижными и неменяющимися (стабильные галлюцинации) или наоборот, изменчивыми или подвижными. Могут удаляться или приближаться. Могут возникать как в поле зрения больного, так и вне его.
Осязательные (тактильные) галлюцинации возникают в форме неприятных, чаще мучительных ощущений наличия одушевленных (насекомые, черви и т.д.) или неодушевленных (песок, стекло и т.д.) объектов на поверхности кожи, внутри нее или под кожей. Разновидностью этих галлюцинаций являются термические и гигрические галлюцинации. При первых испытывают ощущение холода, тепла или жара на поверхности кожи, прикосновение к ней холодных или горячих предметов. При вторых возникает ощущение появления влаги на поверхности тела.
Висцеральные (телесные) галлюцинации проявляются ощущениями наличия во внутренних органах и полостях тела инородных предметов или живых существ – то неподвижных, то передвигающихся по организму.
При обонятельных галлюцинациях больные чувствуют несуществующие запахи: гниющего мяса, гари, яда и др. Нередко, в силу этого, они отказываются от еды, так как уверены, что «в пищу им подсыпают ядовитые вещества» или «кормят гнилым человеческим мясом».
При вкусовых галлюцинациях больные отмечают появление во рту непривычных вкусовых ощущений, обычно неприятных (горького, соленого, жгучего) без приема пищи или жидкостей. Часто обонятельные и вкусовые галлюцинации сосуществуют.
Психогенные галлюцинации возникают под влиянием острой психической травмы. Обычно это слуховые или зрительные галлюцинации. Их содержание отражает психотравмирующую ситуацию.
Псевдогаллюцинации (ложные галлюцинации) – это расстройства восприятия в виде образов и ощущений, непроизвольно возникающих без реального объекта, но в отличие от истинных галлюцинаций отличаются отсутствием у больных чувства объективной реальности этих ощущений и образов. Больные, страдающие псевдогаллюцинациями, всегда отличают их от истинных галлюцинаций, но, однако, считают их существующими в действительности образами восприятия и относятся к их появлению без критического отношения.
Функциональные галлюцинации – слуховые и значительно реже зрительные – это обманы чувств, возникающие на фоне реального индифферентного, стереотипного и монотонного раздражителя (капающая вода, тиканье часов, шум ветра, стук колес вагона и т.д.).
Рефлекторные галлюцинации – возникновение обманов чувств в одном анализаторе при наличии раздражения в другом анализаторе. Например, больной начинает «слышать» голоса, увидев что-либо. В отличие от иллюзий при функциональных и рефлекторных галлюцинациях реальное и мнимое сосуществуют.
Гипнагогические галлюцинации – это зрительные обманы чувств, обычно появляющиеся при засыпании при закрытых глазах. Реже такие галлюцинации могут быть при пробуждении, также при закрытых глазах и называются гипнапомпическими. Оба вида этих галлюцинаций чаще бывают одними их первых признаков алкогольного или другого интоксикационного психоза. Они могут быть единичными, множественными, сценоподобными. Больные могут видеть чудовищ, какие-то кривляющиеся лица, причудливые растения и т.п.
Галлюцинации могут быть и у здоровых людей, но довольно редко, при болезнях органа зрения (катаракта, отслойка сетчатки и т.д.) и слуха.
Галлюцинации – это только сипмтом болезненного психического расстройства. Они наблюдаются при злоупотреблении психоактивными веществами (алкоголем, наркотиками, токсическими веществами), при шизофрении, эпилепсии, органических поражениях головного мозга. Эти психические нарушения требуют уточнения их причины у психиатра по месту жительства, и, как правило, лечения (в стационаре, отделении дневного пребывания или амбулаторно). При отказе больного от психиатрической помощи галлюцинаторные расстройства могут переходить из острых в хронические. Психическое заболевание (расстройство), одним из симптомов которого являются галлюцинации, при отсутствии специализированного лечения приводит к значительному снижению трудовой и социальной адаптации, инвалидизации. Дополнительную информацию о галлюцинациях можно найти на странице сайта https://beliso.by/materialy/opasnosti-i-riski-na-rabochem-meste/gipnoticheskie-galliucinacii-travmy. Также галлюцинации, особенно впервые появившиеся у человека, чаще императивные, могут способствовать совершению тяжких правонарушений или самоубийств, так как больной не осознает, что психически болен и ему необходимо лечение.
В этих случаях большую роль играет своевременное обращение за психиатрической помощью родственников больного.
Признаками наличия обманов восприятия являются как сам рассказ больного о своих переживаниях, так и его поведение. При слуховых галлюцинациях больной к чему-то прислушивается, может разговаривать с голосами, его мимика может быть очень выразительной. Часто такие больные стремятся выяснить место, из которого «слышатся» голоса. При галлюцинациях угрожающего характера больные могут спасаться бегством, совершая импульсивные поступки, - выпрыгнуть из окна, с поезда, напасть на «своих преследователей» или, наоборот, спрятаться от них. Некоторые больные, чаще с длительно существующими слуховыми галлюцинациями, затыкают уши ватой, прячутся под одеялом. Однако, часть больных с длительно существующими слуховыми обманами чувств внешне ведут себя правильно, особенно на людях, скрывая свои переживания.
При зрительных галлюцинациях, обычно сопровождаемых помрачением сознания, поведение больного дезорганизуется. Он становится неусидчивым, от чего-то отмахивается, что-то стряхивает с себя. Реже появляется двигательная неподвижность или же галлюцинации проявляются только изменением мимики: выражением страха, изумления, восхищения, отчаяния.
При длительно существующих тактильных галлюцинациях больной постоянно ощупывает участки тела, где, по его мнению, находится инородный предмет или живое существо. Очень часто он обращается за помощью к врачу-дерматологу, но не для лечения, а для того, чтобы тот определил какие существа (предметы) вызывают у него болезненные ощущения, принося для этого соскобы кожи, в которых, по его мнению, есть паразиты.
При обонятельных галлюцинациях больной зажимает или затыкает нос. Некоторые постоянно держат перед носом какой-то пахучий предмет, чтобы отбить неприятный запах.
При вкусовых галлюцинациях часты отказы больного от пищи.
Если галлюцинации связаны со злоупотреблением больным психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков, токсических веществ (клей «Момент» и т.п.) медицинская помощь оказывается врачами-наркологами наркологических диспансеров (кабинетов).
В остальных случаях – помощь оказывается врачами-психиатрами психоневрологических диспансеров (кабинетов).
В соответствии со ст. 46 Закона Республики Беларусь от 18.06.1993 № 2435-Х11 «О здравоохранении», ст. 20 Закона Республики Беларусь от 01.07.1999 № 274 от 07.01 2012 № 349-3 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» сведения о наличии у гражданина психического расстройства (заболевания), фактах обращения его за медицинской помощью и лечения в психиатрическом (психоневрологическом) учреждении являются тайной, охраняемой Законом. Сообщение вышеуказанных сведений о гражданине разрешается получать по письменному запросу, в котором содержится обоснование такой необходимости и объем требуемых сведений, только судебным и правоохранительным органам, врачам-психиатрам и вышестоящим органам здравоохранения, контролирующим оказание психиатрической помощи.
Психиатрическая помощь жителям г. Минска оказывается в учреждении здравоохранения «Городской психоневрологический диспансер» (УЗ «ГПНД») по адресу: ул. Бехтерева, 5; тел. справочной: 295 45 98. Сайт gpnd.by. При наличии психиатрических расстройств, не требующих диспансерного наблюдения, медицинская помощь может быть оказана анонимно. Тел.295 05 62.