Микула Анна Алексеевна, врач-психотерапевт учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»
Как практическому врачу-психотерапевту, мне ежедневно приходится сталкиваться с различными вопросами, касающимися медикаментозного лечения невротических расстройств. При этом существуют 2 основные тенденции: одни пациенты избегают приёма таблеток, боясь зависимости, привыкания, побочных эффектов, а другие принимают препараты годами, не желая расставаться с комфортным состоянием и заниматься психотерапией. Истина же, как всегда, находится посередине. При лечении невротических заболеваний необходим комплексный подход, который включает в себя и психологическую работу и фармакотерапию.
Дело в том, что при психических заболеваниях изменения происходят не только в эмоциональной сфере, но и в соматической. Так, человек, страдающий тревогой, сниженным настроением, раздражительностью, начинает плохо спать, у него снижается (или повышается) аппетит, могут нарушаться пищеварение, сердечная деятельность, появляются перепады артериального давления, головная боль, слабость, повышенная утомляемость, ухудшаются память, внимание, скорость и качество умственной деятельности, снижается самооценка и т.д. При этом результаты всех анализов и обследований обычно при этом бывают нормальными, но самочувствие не позволяет справляться с работой, привычными домашними обязанностями, вызывая чувство вины и снижая ещё больше и без того плохое настроение.
Давно известно, что биохимические изменения в организме при подобных состояниях проявляются в дисбалансе определенных веществ, в частности, серотонина, в мозговых структурах, но лабораторно установить эти изменения в повседневной практике невозможно. Поэтому показаниями к назначению тех или иных препаратов, в частности, антидепрессантов, являются субъективные жалобы пациента и результаты объективного психологического обследования. Существуют специально разработанные правила лечения, в которых подробно определены сроки лечения, дозы и комбинации препаратов при различных расстройствах. В этом документе сконцентрированы все последние сведения о лучших и наиболее успешных вариантах лечения. Возвращаясь к необходимости медикаментозной терапии, хочу обратить внимание на сходство процессов, происходящих в соматической и психической сферах. Если человек неглубоко порезал палец, то, чаще всего, ничего специального он не предпринимает, и палец «заживает»; если рана глубокая, то, конечно же, нужно остановить кровотечение, иногда даже зашить рану, предупредить попадание инфекции. Аналогично, если травма, нанесённая психике человека, незначительна, он в состоянии сам с ней справится. Но бывают случаи в жизни, когда после перенесённого эмоционального стресса появляется страх, тревога, навязчивые мысли, снижается настроение и др. Может сформироваться так н.азываемое «избегающее» поведение, при котором, стараясь уберечься от подобных переживаний в будущем, психика стремится к изоляции, уединению, а порой и отчуждению, теряя при этом как болезненные переживания, так и позитивные эмоции. Ухудшается качество не только эмоциональной, но, по сути, всех областей жизни: сужается круг общения, останавливается профессиональное и личностное развитие, снижается самооценка. Подобно деформирующему рубцу на коже, такие изменения «деформируют» личность, значительно ухудшая качество жизни не только самого пациента, но и его окружения.
Хорошо, если в момент психологической травмы рядом с человеком находятся заботливые, отзывчивые, доброжелательные люди, которые помогут решить проблему, вселят надежду, «отогреют душевным теплом». Но так бывает не всегда, ведь если такие люди рядом, человек как правило изначально хорошо устойчив к стрессам, поскольку знает, что близкие люди всегда придут на помощь. Примером может служить ситуация с насилием в семье. Когда кто-то из членов семьи подвержен насилию, он бессознательно ждёт такого же отношения от всех окружающих, у него низкая самооценка, он воспринимает унижение как должное. И выбраться из такой ситуации без постороннего вмешательства практически невозможно. Поэтому, для того, чтобы выйти из стрессовой ситуации без потерь, нужна и поддержка психологическая (со стороны близких, психолога или психотерапевта), и медикаментозная, чтобы сохранить прежний уровень функционирования (не потерять работу, учёбу, оставаться заботливым родителем и т.д.). Последнее условие является очень значимым для пациентов с неврозом, т.к. при его несоблюдении усугубляется чувство вины и ещё больше снижается самооценка. Современные психотропные препараты очень эффективно справляются и с эмоциональными и с телесными симптомами при невротических расстройствах. Главное, чтобы пациент чётко осознавал, что это всего лишь временная поддержка, параллельно с которой должна проводиться психотерапия, которая направлена на изменение «неправильного» поведения человека, его приоритетов в жизни, его отношение к тем или иным событиям и т.д. Например, грамотно перераспределяется нагрузка (в семье, на работе), делегируются обязанности, или, наоборот, приходит ответственность, исчезает постоянный контроль и опека со стороны близких и т.д., то есть происходят те изменения, которые требует сложившаяся ситуация.
Эти изменения и будут являться залогом успешной отмены лекарств, когда симптомы болезни уходят. При правильно проведённом лечении не только исчезают болезненные проявления, но и становится адекватной самооценка, улучшается качество жизни, облегчается и становится радостным общение, человек обретает смысл и радость жизни. Уровень «гормона счастья» серотонина приходит в норму, что дает возможность телу и психике функционировать полноценно.
Понятно, что назначать и отменять лекарства должен только специалист (врач-психотерапевт или психиатр). Сегодня уже многие терапевты, неврологи, кардиологи и другие узкие специалисты успешно используют психотропные препараты в комплексном лечении различных физических заболеваний, сопровождающихся тревогой или депрессией. Невротические расстройства могут формироваться годами, поэтому и лечение их возможно потребует определенного времени. Например, минимальный курс лечения антидепрессантами в лечебной дозе, при которой достигается полное устранение первоначальных жалоб пациента, длится около полу-года, после чего ещё несколько месяцев постепенно снижается доза лекарств для осуществления поддерживающего лечения.
В заключение хочу обратиться к пациентам и их близким с рекомендацией серьёзно относиться к состояниям, о которых сегодня шла речь, не ждать пока «всё само пройдёт», а обращаться за помощью к врачам-психотерапевтам в поликлинику по месту вашего проживания или в городской Центр пограничных состояний по телефону: 245-61-74.
Контактный телефон 228 54 45.