Что происходит за закрытой дверью?

Казак Ольга Васильевна, психолог учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»

Домашнее насилие – печальная реальность многих семей. Серьезность и распространенность этой проблемы подтверждают статистические данные: 40 % женщин, переживших сексуальное и физическое насилие, приходилось покидать свой дом, пытаясь избежать или спасаясь от насилия; 9,5 % женщин подвергались домашнему насилию со стороны мужа/партнера во время беременности. Согласно исследованиям, проведенным в Республике Беларусь (2008 год), выяснилось, что четыре из пяти женщин в возрасте от 18 до 60 лет подвергаются психологическому насилию в семье, каждая четвертая женщина (с различной частотой) – физическому насилию. 22,4% женщин испытывают экономическое и 13,1% - сексуальное насилие со стороны своего мужа или постоянного партнера; 3,6% мужчин и 10,3% женщин, пострадавших от насилия в семье были вынуждены обращаться за помощью в медицинские учреждения. В результате перенесенного насилия временно теряли трудоспособность 2,4% мужчин и 9,5% женщин. Таким образом, можно себе только представить, сколько обходится государству проблема домашнего насилия.

Домашнее насилие – это повторяющийся, с увеличением частоты цикл физического (пинки, нанесения ударов, удержание, избиение, плевки и т.п.), сексуального (принуждение к сексу, принуждение к неприемлемым формам сексуального контакта, принуждение участвовать в сексуальных играх путем угроз, шантажа и т.п.), психологического (оскорбление, унижение, преследование, раскрытие интимных подробностей из жизни человека, запугивание) и экономического насилия (полное экономическое подчинение и жесткий контроль через запрет иметь работу, лишение средств на необходимые вещи, утаивание доходов, отказ в содержании детей т.д.) с целью осуществления власти и контроля.

Конфликт имеет локальный изолированный характер. Насилие имеет системную основу и состоит из инцидентов, следующих друг за другом. В отличие от других видов насилия домашнее насилие происходит в отношениях между близкими людьми.

Часто для установления контроля над взрослой жертвой используются ее дети. В семьях, где практикуется насилие над матерью, около 70% детей переживают такое же насилие. Их наказывают физически, объясняя, что они получают за неправильное воспитание, исходящее от их мамы. К ним может применяться сексуальное насилие, истинной целью которого может служить устрашение именно матери. Их разлучают с матерью или запрещают общаться с ней, их могут не кормить, для того, чтобы мать, спасая ребенка, выполняла требования тирана.

По данным ООН от жестокого обращения со стороны родителей ежегодно в мире страдают около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет, каждый десятый из них умирает, около двух тысяч детей погибают в результате суицидов.

Как правило, там, где существует один вид домашнего насилия, к нему присоединяются и другие.

Домашнее насилие может проявляться в отношениях супругов или близких партнеров, бывших супругов или бывших интимных партнеров, родителей, детей, внуков, других родственников или близких людей, проживающих вместе или приходящих в дом на правах близких людей. Особенностью домашнего насилия является то, что все происходит при закрытых дверях. И многие жертвы сами не хотят выносить сор из избы.

Последствиями домашнего насилия является злоупотребление алкоголем и наркотиками, депрессия, которая сопровождается сниженным фоном настроения, раздражительностью, нарушением питания и сна. Жертвы домашнего насилия живут с постоянным чувством тревоги, стыда и вины, у них снижена самооценка и уверенность в себе. К сожалению, они не относятся к себе как достойным и ценным людям и поэтому долгое время терпят в проблемных отношениях. Пострадавшие от домашнего насилия испытывают множество страхов в отношение своих близких, в отношении своего будущего. Даже при легкой депрессии могут возникать суицидальные мысли.

Исследования показали, что женщины, которые подвергаются насилию, обычно ограничены в действиях: они не принимают участия в общественной жизни, не получают эмоциональной поддержки от друзей и родственников из-за ограничения контактов и изолированности, они несамостоятельны и зависимы, что влияет на способность найти работу и заниматься своей карьерой. Женщины с опытом насилия чаще имеют периоды безработицы, имеют более низкий доход, чаще получают социальные пособия, чем женщины без опыта насилия со стороны партнера.

Жертвой насилия становятся и женщины, и мужчины, но чаще склонны к насильственному поведению все-таки мужчины.

Для домашнего насилия характерна цикличность. Вначале цикла можно выделить фазу «нарастания напряжения», когда со стороны партнера можно с увеличивающейся частотой услышать угрозы, оскорбления, упреки, иногда мелкие проявления физического насилия. Данная фаза может продлиться от нескольких недель до нескольких лет. И в этот период находится множество поводов для придирок. Наступает переломный момент, определяющий вторую фазу.

Вторая фаза «серьезный инцидент насилия» может продлиться до суток и представляет собой насилие. Женщина не в состоянии повлиять на исход насилия и направляет все свои силы на защиту себя и своих детей.

На третьей фазе (ее называют фазой «медового месяца») мужчина, как правило, проявляет раскаяние и из чувства вины выражает заботу и внимание, может дарить подарки. Женщина думает, что семейное счастье вернулось и надеется, что навсегда.

Но, к сожалению, цикл всегда повторяется. Период «медового месяца» заметно сокращается, в то время как продолжительность предыдущих фаз растягивается.

Проблема домашнего насилия окружена мифами, большинство из которых оправдывают агрессоров и стараются уменьшить их ответственность, а вину возлагает на пострадавших. Один из них – «женщины сами провоцируют насилие и заслуживают его». Провокация насилия подразумевает, что если бы женщина вела себя по-другому, была бы более предупредительной и услужливой, хорошей матерью и женой, то ее не нужно было бы наказывать. Распространенное мнение о том, что жертва домашнего насилия – просто плохая жена, которая не может найти подход к мужу. Все эти рассуждения сосредоточены на действиях пострадавшей женщины как на причине негативного поведения мужа и подразумевают, что поведение жертвы приводит к насилию. Но в этой ситуации есть ответственный человек, совершивший незаконные действия. Он сделал бы это вне зависимости от поведения пострадавшей женщины. И ему не нужны причины, он ищет только поводы для того, чтобы сделать легитимным свое поведение.

Вторым распространенным стереотипом мышления является миф, что «причиной насилия является алкоголь». Проблема алкоголизма действительно связана с проблемой насилия. Можно сказать, что там, где есть алкоголизм, чаще присутствует насилие. Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение, но среди обидчиков есть мужчины, ведущие здоровый образ жизни, не признающие табак и алкоголь. Некоторые обидчики, пройдя лечение от алкоголизма, продолжают быть жестокими по отношению к близким. Человек, склонный к насилию, скорее всего, проявляет его как в пьяном, так и в трезвом виде. Алкоголь используется обидчиками в качестве оправдания своего агрессивного поведения. И, если у человека, совершающего насилие, есть проблемы с алкоголем, то ему необходимо решать эти две проблемы, возможно параллельно.

Эмоциональные переживания женщины, пострадавшей от домашнего насилия, сопровождаются сильнейшей душевной болью. В этом случае женщине требуется помощь психологов и психотерапевтов. Возможно женщины, читающие эту заметку, узнали ситуацию, которая происходит в их семье. Мне бы хотелось, чтобы они понимали, что это ни есть нормальные, здоровые отношения. И для того, чтобы что-то изменить в своей жизни, нужно начать с себя. Один священник говорил, что чувствовать страх и тревогу не греховно, но лечатся они как грех – исповеданием. На приеме у врача или психолога можно отреагировать свои эмоции в безопасной обстановке, там можно найти понимание и поддержку, там помогут разобраться в своих собственных желаниях, расставить приоритеты и поставить реалистические цели.

Я работаю психологом в одной из поликлиник г. Минска. На приеме нередко приходится сталкиваться с пострадавшими от насилия в семье. Типичной является история одной из моих клиенток: Началось насилие в семье, когда женщина находилась в декретном отпуске и зависела материально от супруга. Женщине пришлось услышать, что «Ее одежда теперь – халат и тапочки и ни в чем другом она не нуждается». Самостоятельные покупки были запрещены. Муж «забивал» холодильник едой, но то, что было необходимо для питания кормящей мамы и ребенка там не было. Приходилось просто выпрашивать деньги на средства личной гигиены, подгузники, предметы одежды и даже парикмахерскую. Постоянно приходилось слышать оскорбления в отношении внешнего вида, сравнения с другими знакомыми, конечно, не в пользу женщины. Появились требования в отношении общения с родственниками и друзьями. Супруг считал, что «они плохо на нее влияют». Часто приходилось слышать оскорбления роли матери и хозяйки: «Ты разучилась готовить», «Что ты за мать…» и т.д. И это было только начало. Таких высоких требований к себе мужчина не предъявлял. Затем последовали удары и избиения. Пощечины и толкания стали нормой. Когда пострадавшая захотела забрать ребенка и уйти, то услышала, что «сама может уйти куда угодно, но ребенка он сумасшедшей не отдаст». Появилось отчаяние. Кроме того, она уже никому не доверяла и у нее отсутствовала вера в то, что в ее ситуации можно помочь.

Часто нелегко начать разговор с незнакомым человеком. Но существуют службы, где вас внимательно выслушают, постараются понять и подарят надежду на то, что все может измениться и нужно лишь сделать первый шаг.

Телефон доверия: 352 44 44 и 304 43 70,

Телефон Центра психотерапии – 245-61-74,

Мобильный телефон 296 02 32 14.

поделиться в: