Логотерапия. Поиск и анализ смысла существования

Горгун Олег Викторович, врач-психотерапевт учреждения здравоохранения «Минский городской клинический центр психиатрии и психотерапии».

Обоснованность существования проходит «красной нитью» через всю историю человечества, отражается в трудах ученых, произведениях искусства и в религии.

Человеку недостаточно психофизиологического присутствия в жизни, ему важно осмысление этого присутствия, не просто быть составной частью картины мира, но и формировать эту картину, воздействовать на нее, реализуя собственный уникальный потенциал. При этом ни психология, ни биология никоим образом не утратят своих позиций в области исследования человека, если допустят в сферу научного изучения такую большую предметную область, как духовную составляющую личности. Только способы, методы, инструменты научного изучения духовной сферы личности будут как уже применяемые, так и отличные от тех, что используются.

Логотерапия как направление психотерапии в духовных терминах на основе трехмерной антропологии, предложенной австрийским психиатром Виктором Франклом, располагает широким арсеналом средств, направленных на актуализацию личностных смыслов. Процесс актуализации смыслов индуцирует волю к жизни и, в конечном итоге, позволяет человеку жить наполненной жизнью, принимая во внимание самые различные ограничения и обстоятельства, в которых оказывается человек, но не концентрируясь на этих обстоятельствах, а отталкиваясь от них в поисках иных своих возможностей и возможностей реализации найденных возможностей. По антропологии Виктора Франкла, человек в любом состоянии и в любой ситуации стремится к смыслу, обоснованности своего существования в соотнесении с другими и с миром. И это стремление образуется из-за потребности в наполненности, что, в свою очередь, является следствием сущности личности. За этим взглядом стоит глубочайшее уважение и вера в возможности личности. Тема осмысленности процесса жизни и ее итогов всегда представляла для человека интерес.

Логотерапия особенно актуальна как практика актуализации смыслов, в силу колоссальных перемен в обществе за последние пару десятков лет. Речь идет о проблемах глобализации, резком взлете информационных технологий, эскалации уровня агрессивности в обществе, увеличении числа населения, разрастании мегаполисов, экономических потрясениях, экологических конфликтах, эпидемии коронавируса и т.д. Все эти проблемы человечества усугубляются ростом бездуховности, потерей ответственности за происходящее, перевесом потребительских интересов. Человек теряет свою уникальность в угоду универсальности, а соответственно не в состоянии нести личную ответственность за окружающий мир. Логотерапия, как терапевтическая и просветительско-воспитательная система, как никакая другая может быть полезна для решения вышеуказанных вопросов.

В основе логотерапии, как практики, лежит постоянная готовность помощи человеку в открытии им самим смыслов его существования: текущего и потенциального. Логотерапия рассматривает три группы клиентов: невротики, отчаявшиеся (человек страдающий) и скучающие (чего-то недостает в жизни, она как будто проходит мимо). Невротиков и отчаявшихся можно описать понятием трагической триады: переживание вины, переживание боли, страх смерти. Логотерапия не убирает страдание, но уходит отчаяние.

Страдание должно быть в жизни человека, оно позволяет острее чувствовать жизнь. Уход, угасание, исчезновение рождают в человеке печаль; благодаря печали, человек ценит значимость кратковременного присутствия в жизни красоты, любви, заботы. Печаль с точки зрения логотерапии – это след любви. А отчаяние – это страдание, лишенное смысла. Конечно, искусственное создание страдания или страдание ради страдания – это совсем не то, что может быть важным в жизни человека: если боль, особенно физическую, можно устранить – это надо сделать.

Но если боль не может быть снята, то человек имеет возможность увидеть в этой боли особое для себя значение, увидеть смысл переживания боли, найти в себе то, что больше этой боли. Что я могу взять у этой боли, чему она меня может научить, что я получаю благодаря ей, для чего она мне дана?

Скучающие испытывают мрачное эмоциональное состояние. Скучающие пытаются чем угодно заполнить все более разрастающийся вакуум внутри себя. Они внимательно слушают себя и слышат только страх. С позиций логотерапии духовное бытие представляет собой постоянное трансцендирование, выход за собственные пределы в сферу человеческого общения, взаимодействия, в сферу ценностей и смыслов. Человек всегда направлен на большее, чем просто удовлетворение собственных потребностей или инстинктов.

Но мало просто выйти за пределы самого себя, ориентируясь на взаимодействие с другими и миром, надо осознать связанность этого выхода с собственным бытием, с самим собой, со своим присутствием в мире. Каждый человек находится в постоянной связи с миром и другими; осознание двусторонности этой связи, опредмечивание ее, понимание того, что окружающий мир – это поле, на котором человек не только произрастает, но и на которое он активно воздействует, изменяя его; все это возможно благодаря духовной составляющей личности.

Понятие самотрансценденции – ключевое в логотерапии. Именно благодаря самотрансценденции человек страдающий или скучающий может осознать смысл момента своего бытия. Благодаря ему человек может выйти за границы своего психофизического и обрести уверенность своего деятельного присутствия в жизни. Виктор Франкл настаивал, что каждый человек, независимо от его физических или психических ограничений, является важным звеном в цепи тотального мирового бытия, а в силу своего несовершенства придает этому миру разнообразие и неповторимость.

Духовное не болеет, говорил Виктор Франкл. И более того, может воздействовать на психофизику. Человек с недугами или ограничениями как невидимка: нарушения в его организме закрывают его личность от других людей, он невидим как личность через эти нарушения. Именно нарушения видны на первом плане. Но человек больше своего тела, он не есть только тело, он не есть только его нарушения, даже если они массированно закрывают его. Невероятная трудность прорваться через очевидное, через симптом.

Логотерапевт может видеть за симптомом личность. И он может помогать пациенту относиться к себе не как к симптому, расширяя его духовную сферу. Логотерапия фокусирует взгляд не на препятствии, которое ограничивает нормальную с общепринятой точки зрения жизнь, не на симптоме или ограничении, которые надо преодолеть, а на той точке, куда надо приземлиться, которую надо достигнуть: когда лошадь скачет, она смотрит не на то, что надо перепрыгнуть, а на то место, куда надо попасть. В этом смысле практика логотерапии особое внимание уделяет попеременной диагностике, что подразумевает не только внимательное знакомство с проблемой, но и с теми сферами жизни, которые не затронуты этой проблемой.

Человек ведь не есть проблема, он больше, а значит, есть множество областей жизни, на которые проблема не распространяется. Человек должен избавиться от туннельного видения происходящего с ним, недаром Виктор Франкл часто приводил метафору в отношении работы логотерапевта как офтальмолога, который помогает клиенту улучшить его видение.

Когда мы говорим об игнорировании чего-то при попеременной диагностике, то речь идет о том, чтобы действовать вместе с чем-то, а не про то, чтобы не замечать симптом или ограничение.

поделиться в: