Опыт работы по внедрению навыков экономической независимости, среди пациентов отделении реабилитации

Богук Лилия Валентиновна, социальный работник отделения реабилитации учреждения здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»

Каждому человеку присуще стремление к свободе.  В современном мире она проявляется в свободе слова, вероисповедания, выборе места проживания, выборе  партнера,  услуг. Но одним из самых важных факторов свободы является финансовая независимость.

Вопрос личной экономической независимости волнует многих людей, однако достичь желаемого материального процветания удается далеко не всем.

Что же представляет собой материальная независимость? В первую очередь, это финансовая самостоятельность, когда человек в состоянии полностью обеспечивать все свои нужды, не прибегая к помощи родителей, знакомых, займов и ссуд.  Для людей, страдающих психическими заболеваниями, необходимость знаний и навыков планирования бюджета  актуальна.

Психические расстройства широко распространены во всех странах мира и являются важной  медико-социальной проблемой.  Эти заболевания могут привести  к инвалидности. 

В отделении реабилитации УЗ  «ГКПД» с сентября 2014 года ведется работа по внедрению навыков экономической независимости среди пациентов отделения. При проведении анализа социально-бытовых навыков, способности к самостоятельному проживанию было выявлено, что пациенты, имеющие группу инвалидности с детства,  практически не адаптированы к индивидуальному проживанию и самообеспечению. Данные лица не умеют считать, знают номинальную стоимость денег в пределах 10 белорусских рублей, не умеют пользоваться калькулятором, банкоматом, платежными терминалами. Испытывают значительные трудности при совершении покупок – так как не могут посчитать стоимость и сдачу, оплате коммунальных услуг, часто имели задолженности по оплате.  У лиц, получивших группу инвалидности в более старшем возрасте, но длительно болеющих, имеются  сложности в распределении своих бюджетных средств, пользовании положенными им льготами и адресной социальной помощью. Проанализировав основные социально-экономические проблемы пациентов, в отделении была создана программа по обучению и сохранению экономически-материальной независимости у пациентов. Программа  состоит из нескольких блоков:

1 блок  -  ознакомление, расчет и планирование расходов на определенный период. Пациенты обучаются  планированию бюджета, учету средств и трат, ведение дневника покупок и платежей. В рамках данного блока так же осуществляется контроль за выполнением обязательных платежей одинокими пациентами.

2 блок – осуществление различных покупок и платежей. Проводятся интерактивные занятия, в которых пациенты примеряют роли продавцов и покупателей, считают стоимость и сдачу, учатся проверять сроки годности продуктов, стоять в очереди, общаться с продавцами, работниками почты или банка,  и другим полезным навыкам.

3 блок – ведение домашнего хозяйства. Здесь пациенты  поочередно пробуют себя в роли хозяев дома, приглашают гостей, рассчитывают необходимые продукты, придумывают развлечения для своих гостей, учатся основам этикета, сервировке стола и ведению бесед.

4 блок – развлекательный. В рамках этих занятий пациенты обучаются планированию средств на развлекательные мероприятия  и правилам поведения в общественных местах (походы в кино, музеи, выставки, парки), а также  созданию подарочных композиций к различным праздникам (тематические подарки и открытки к дню рождения, новому году и т.д.)

Программа действует не так давно, но уже доказала свою эффективность – среди пациентов отделения  нет должников по оплате коммунальных услуг,  все нуждающиеся пользуются пособиями, льготами и адресной помощью, справляются с ведением быта.

Хотелось бы отметить и трудности в работе с пациентами. Многие из них чрезмерно опекаются родителями и опекунами, таким пациентам сложно самостоятельно распоряжаться своей пенсией, совершать покупки и даже участвовать в планировании бюджета семьи. Совсем  маленьким детям в современном мире родители выдают карманные деньги, для того, чтобы научить их со временем грамотному использованию финансов. Приходится проводить много разъяснительной работы с родителями и опекунами, преодолевать сопротивление и сомнения: «да он ничего не поймет, его же обманут», «она потратит все на конфеты», объяснять значимость экономической независимости для развития личности каждого человека.  Но результаты работы позволяют даже самым скептично настроенным родителям  спокойно отправлять взрослого ребенка в магазин, оставлять одного на выходные. Сверенный чек, посчитанная сдача и самостоятельно сваренный суп – пусть скромные, но достижения каждого нашего пациента, приблизившие его к возможности независимого проживания.